Роль средств массовой информации и церкви в политике.
Страница 2

Политические публикации » Структура и функции политической системы » Роль средств массовой информации и церкви в политике.

Таким образом, средства массовой информации являются важ­ной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

Заметную (а в ряде государств – очень заметную) роль в поли­тической системе общества играет церковь

– особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религи­озных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управле­ние, верующие и служители культа подчиняются определенной сис­теме норм религиозной морали.

Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характерис­тиками как религии, так и политики.

Религия неизменно опирается на довольно большие массы сво­их последователей, это – форма общественного сознания. В опреде­ленные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты – это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неиз­бежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются.

Можно выделить традиционные каналы переплетения рели­гии и политики. Во-первых, религия вторгается в социально-полити­ческую жизнь путем влияния на общественные действия своих при­верженцев, использования их религиозных чувств.

Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную поли­тику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою по­литику осуществляют не только разветвленные церковные уч­реждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся осуще­ствлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви име­ют и всемерно используют подобные клерикальные системы воз­действия на политические взгляды и политическое поведение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различ­ный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организа­ций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим дви­жениям угодный им характер. Тут применяются разные средства – и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвертых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами ве­рующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных деятелей в социально-поли­тические дела, последствия

их могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции.

В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определенных со­циальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея «Новой Европы», стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интере­сами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих соци­альных порядков и институтов.

Следует отметить, что сегодня в мире идет поиск более совре­менных, утонченных форм связи религии и политики, позволяю­щих осуществлять либерально-демократическую политику господ­ствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Напри­мер, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающим и совре­менные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание «экологической религии» и т. д.

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Структура политической культуры
Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внут ...

Тоталитарный человек в тоталитарном государстве
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками. Важное место в комплексе идеи механизмов занимает жёсткий контроль над сознание ...

Основные акторы политического Рунета
Структура сетевых систем в российском Интернете не соответствует структуре общества. Из наиболее ярких отличий можно отметить минимальное присутствие в ней государства, значительную маргинализацию сети, преобладание молодежи как большинст ...