Возникновение национальных конфликтов
Страница 1

За скрытыми и открытыми национальными конфликтами в России стоит существующий в стране разрыв между двумя различными статусами — гражданским (человек как гражданин) и этническим, национальным (человек как русский, еврей, украинец, татарин и др.). Этот разрыв проявляется в "гиперэтничности" социальных взаимоотношений в стране.

Гиперэтничность— это подход к человеческой личности не как к гражданину своей страны (как это принято во всех развитых странах мира), а как к носителю тех или иных национально-этнических черт: цвета кожи, разреза глаз, формы носа, особенностей языка и др. Гиперэтничность российского общества — это плата за его социальное отставание, выражающееся в неразвитости гражданского общества и отсутствии реальной демократии.

Основная роль гражданского общества состоит в том, что при всем огромном разнообразии этносов и свойственных им различных этнических черт жители многонациональных стран оказываются объединенными по одному, главному признаку — их равенству как граждан той или иной страны. Именно это их равенство, "равенство в гражданстве", признаваемое наиболее важным, как бы нивелирует все неравенства, которые существуют между людьми по таким их чертам, как цвет кожи, акцент, разрез глаз или даже язык.

Понятно, что гражданское общество нельзя ввести приказом сверху, постановлением того или иного органа власти. На его формирование в странах Европы и Америки уходили столетия. Что касается России, то, хотя в Конституции РФ записано, что "Россия — это совокупность граждан", реально гражданского общества в стране нет. Так как реальная практика социальной жизни России 90-х годов XX века и начала XXI века отнюдь не следует конституционным декларациям. Об этом свидетельствуют как повседневные наблюдения, так и имеющиеся обобщения научного и публицистического характера. Причем нынешний этап развития России имеет свои особенности, отличающие его от эпохи СССР.

Если особенность советского этапа решения национального вопроса состояла в том, что национальные проблемы решало государство и только оно, то с распадом СССР ситуация изменилась. В постсоветскую эпоху национальные отношения тесно переплелись, во-первых, с борьбой разных этносов за власть; во-вторых, с социальной самодеятельностью политических группировок, далеких от принципов демократии и гуманизма.

Действительно, суть гражданского общества в том, что положение любого его члена, любого жителя страны определяется в первую очередь не тем, кто он по национальности (русский, чеченец, еврей и др.), а тем, что он гражданин этой страны, обладающий всей полнотой прав, которые предоставлены гражданам независимо от их национальности. И главное — эти права не только декларируются, но и гарантируются на деле. Например, если спросить, канадского еврея, кто он по национальности, он ответит: "Я канадец". То же произойдет и в США, где евреи, негры, испанцы и другие этнические группы рассматриваются (и юридически, и в массовом сознании) прежде всего как американцы. Ибо в этих странах этничность (национальность) подчинена гражданству. Или, что то же самое, гражданство выше этничности. Независимо от его этноса, человек — это прежде всего гражданин. И именно гражданство защищает людей от негативных акций, которые могут быть вызваны их национальностью.

Что касается России, то нынешний гиперэтнический (близкий к расовому) подход к человеческой личности — показатель отсутствия в России гражданского общества. По мнению социологов Левада-центра, "распад СССР привел к смене национальной идентичности у русских: вызвал болезненные реакции русского самосознания на рост консолидации в других республиках бывшего СССР, изменил значения образов "чужих" и "врагов", породил различные формы этнической ксенофобии и расового негативизма — от широко распространенных антикавказских установок, неприязни к цыганам или вьетнамцам, жителям Балтии, Средней Азии до рутинного антисемитизма.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Референдум
Одним из механизмов правления является референдум. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми ...

Недемократические политические режимы
Авторитаризм монархических и деспотических режимов носил традиционный характер и был неразрывно связан с представлением о сакральном, высшем происхождении власти, неотчуждаемом суверенитете монарха. Власть монарха опиралась на военную сил ...

Формы государств Древнего Востока
Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу – власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств – империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере. Император, как во ...