ОСтраница 2
Общественное самоуправление -
в политической сфере это сознательная, целенаправленная самореализация сущностных сил субъектов общественно-политических отношений, осуществляемая в интересах народа. Является максимально демократическим способом регулирования политических отношений средствами информации, морального стимулирования, неформального авторитета. Реализуется через коллективное управление как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления. Развитие, самоуправления предполагает усиление прямой непосредственной демократии, расширение гласности, понижение действенности общественного мнения и т. д.
Общественное сознание -
целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический - идеология и обыденный - общественная психология) и формы сознания (политическое, экономическое, правовое, нравственное, религиозное, атеистическое, философское, эстетическое, научное, экологическое и др.), реализующее себя в различных носителях (индивид, коллектив, социальная группа, класс, нация, общество). О. с. является отражением общественного бытия (материальной жизни общества), определяется им и воздействует на него. Оно обладает относительной самостоятельностью, закономерностями функционирования и развития и активно влияет на все подсистемы общества, играет большую роль в социальной жизни. О. с. - историческое образование, изменяющееся в зависимости от развития человеческой цивилизации. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в О. с. реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от связи сознания, с практической деятельностью, от конкретных условий и объективных возможностей: изменения всех сфер жизни общества.
Общественные организации -добровольные объединения граждан, направленные на развитие политической активности, и самодеятельности, удовлетворение их многообразных интересов, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. О. о. характеризуют способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. Они охватывают все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы.
Общественные отношения -
взаимозависимость между людьми, социальными группами и общностями, устанавливающаяся в процессе их совместной деятельности как определенной системы. О. о. имеют многообразный, диалектически взаимосвязанный характер. Они могут подразделяться по различным основаниям: по сферам деятельности, ее видам и др. Усложнение и дифференциация общественной жизни обусловливают появление О. о., связанных с различными, более специфичными видами деятельности людей.
Историческое развитие О. о. определяет степень их антагонистичности, т. е. являются ли они отношениями между социальными группами с противоположными интересами или имеющими общие коренные цели и интересы. Процесс демократизации общества способствует устранению антагонистических общественных отношений.
Общество -
в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - этап человеческой истории (феодальное, буржуазное общества) или определенное объединение людей в регионе, странах (французское, российское общества). Понятие О. в широком смысле позволяет рассматривать созданную человеком реальность в качестве особой формы движения материи. В О. действуют люди, наделенные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их. Наряду с всеобщими в О. действуют специфические законы. О. представляет собой сложную, исторически развивающуюся целостную систему. Его становление - длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся относительно недавно - несколько десятков тысяч лет назад. О. - это не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет, человеческая деятельность и, прежде всего, материально-производственная. На этой основе возникают общественные отношения, и, прежде всего, производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. В западной социологии и политологии разрабатывались разнообразные концепции О., либо стиравшие грань между ним и природой (натурализм), либо ее абсолютизировавшие, исходившие в трактовке общества из индивида или, напротив, из О. как некой целостности. Большое влияние на западных ученых оказали взгляды И. Канта, считавшего О. функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы и государство и которая покоится на разделении труда и солидарности. По М. Веберу, О. - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Из идеи «социальных действий» исходил и Т. Парсонс, считавший О. системой, связующим началом которой являются нормы, ценности и т. п.
Другие публикации:
Эволюция понимания коммунистической идеи в СССР - послесталинское десятилетие
Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года стала потрясением для всего советского общества. Кончина вождя, длительное время олицетворявшего советскую власть, определявшего политику Советского Союза, породила чувство растерянности среди большин ...
Политический плюрализм в России
Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.
Со ...
Социал – либерализм
Показателем резкого упадка влияния либерализма образца 1991 г. является то, что большинство его представителей на современном этапе оказались отброшенными на обочину российской политики и отвергнуты массами в качестве лидеров, заслуживающ ...