О
Страница 1

Образ жизни

- определяемый совокупностью экономических, естественно-географических и общественно-исторических условий, ценностными установками и реальными условиями жизни, устойчивый способ или характер жизнедеятельности личности, социально-политической группы, общества в целом. По типу социальной общности подразделяется на О. ж. нации, народности, этнической группы, социального слоя, клас­са, социально-политической группы, личности и т. п. Все субъекты О. ж. взаимообусловлены, взаимосвязаны и в то же время относительно самостоятельны.

Выступая интегративным понятием по отношению к таким категориям, как уровень и качество жизни, О. ж. включает не только потребление человеком материальных н духовных благ, но и положение человека, той или иной общности в обществе в целом; их интересы; целевые установки; жизненную (или общественную) позицию; характер труда и общественной дея­тельности; условия жизни; идеалы и пути, методы их достижения; отношения людей между собой на всех уровнях: в быту, в семье, на работе и т. д.; отношение личности к обществу, Отечеству и т. п. Поэтому преимущества в уровне или качестве жизни не всегда оказываются преимуществами в О. ж.

Общественного договора теория

- учение о возникновении государства в результате добровольного и осознанного отчуж­дения населением части своих прав в пользу всего общества для обеспечения индивидуальной безопасности, охраны собст­венности и личных прав, наиболее рационального управления общностью и урегулирования спорных вопросов между члена­ми ассоциации.

В своем развитии идея О. д. восходит к работам Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы и основывается на концепции «естественного права» (отчуждаемого или нет), предполагаю­щего наличие у людей до заключения О. д. определенных прав и неограниченной личной свободы, которые он может на взаимных условиях ограничить или передать какому-либо другому субъекту для более полного удовлетворения собст­венных потребностей. В соответствии с теорией О. д. может быть расторжимым (вследствие управления обществом не «должным образом» (Руссо) или нерасторжимым, выступающим в этом случае не единовременным актом, а постоянно .воспроизводимой особой социальной связью. Однако всегда легитимность государственной или политической власти в та­ком обществе основывается на соглашении, подтверждаемым или расторгаемым обществом на каждом конкретном этапе его исторического развития. Именно в таком виде О. д. т. вошла одной из существенных составляющих в концепцию гражданского общества, возникающего всякий раз на доста­точно высоком уровне развития той или иной общности, само­стоятельно осознающей самую себя.

Ограниченность О. д. т. заключается в рассмотрении госу­дарства исключительно как следствия развития общественного сознания при игнорировании экономических, демографиче­ских, культурных и прочих факторов, реально отражающихся на процессе возникновения и развития государственности в различных уголках мира.

Общественное движение -

совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены: 1) общей целью - изменить свой социальный статус; 2) общими ценностями (революционными, демократическими, консервативными, разрушительными или позитив­ными, конструктивными); 3) общей системой норм, регули­рующих и регламентирующих поведение его участников; 4) неформальным лидером; 5) специфическими способами символизации своих ценностей в политической идеологии.

Возникновение О. д. связано с появлением в обществе, конфликтов, дезорганизации, недовольства, эррозии прежней системы ценностей, побуждающих определенную часть людей искать формы решения назревших проблем.

Общественное мнение

- один из способов существования и проявления массового сознания, заключающий в себе отно­шение (скрытое или явное) различных социальных групп и слоев населения к фактам, событиям, проблемам действитель­ности, представляющим для них интерес, затрагивающий, их потребности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях, т. е. занимает определенную позицию, дает совет, выносит решение по тем или иным вопросам, регулирует поведение людей, социальных групп и слоев, учреждений, поддерживая либо отвергая те или иные ценности, нормы, представления. В зависимости от содержания высказываний оно выражается в оценочных, ана­литических и конструктивных суждениях, а в зависимости от знака высказываний - в виде позитивных или негативных суждений. В качестве субъекта-носителя О. м. выступают классы, социальные слои и социально-политические группы и т. п. Оно может быть единодушным и плюралистичным. Фор­мирование О. м. может протекать стихийно, но чаще всего оно является результатом целенаправленной деятельности госу­дарства, партий, средств массовой информации. О. м. может быть в большей или меньшей степени адекватным (истинным) дали иллюзорным (ложным). В связи с выходом на арену исторической деятельности широких народных масс роль общественного мнения в современных условиях постоянно возрастает.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации: