Политика Б.Н. Ельцина внутри страны в 1991-1999 годы. Россия
в эпоху первого президентства ЕльцинаСтраница 10
Власть и общество в 1994 – 1995 гг.
В феврале 1994 г. в соответствие с положением новой Конституции Ельцин обратился к депутатам Федерального собрания с ежегодным Президентским посланием. В своем Послании он признал, что реформы идут с огромными издержками и пообещал, что в политику будут внесены существенные коррективы, связанные с усилением роли государственного регулирования. Подобные признания были вызваны тем, что итоги трех лет его президентства оказались катастрофическими. Национальный доход России за 1991 – 1993 гг. уменьшился на 40 %. Объем промышленного производства на 32 %. Уровень жизни населения сократился в 2 раза. Ельцин знал и о том, что его личный рейтинг упал до 15 %.
Падение популярности было особенно неприятно в связи с тем, что осенью 1993 г. накануне разгона парламента Ельцин дал публичное обещание провести досрочные президентские выборы в июне 1994 г. Хотя это обещание не имело юридической силы, но политической проблемой для президента оно оставалось, что побуждало его к определенным маневрам. Весной 1994 г. Ельцин подписал с группой лояльных к нему партий и общественных движений так называемый «Договор об общественном согласии», в которое включил положение о нецелесообразности досрочных президентских выборов. Мнение остальных значение не имело.
Первые месяцы работы парламента показали, что там преобладали депутаты, с которыми правительство могло договориться, что и обеспечивало возможность проведения правительственного курса в рамках парламентской демократии без какой-либо откровенно жесткой демонстрации силы президентской власти. Определенное представление о том, как правительство договаривалось с депутатами, дает помощник президента Г. Сатаров: «Отсутствие в Думе пропрезидентского (проправительственного) большинства заставляло исполнительную власть прибегать к «нестандартным» ходам для «продавливания» своих решений. Фактически это сводилось в той или иной мере к подкупу в виде раздачи льгот, преференций и т. п. для коммерческих структур, стоявших за депутатскими фракциями (группами)»[26].
В результате таких маневров в 1994 г. никаких кардинальных изменений в социально-экономической политике президента не произошло.
Нельзя сказать, что Ельцин ничего не предпринимал. Он пытался сделать некоторые шаги по преодолению наиболее негативных последствий реформ, и судьба этих попыток весьма показательна. Так Ельцин, осознав губительность для России нарастающей утечки капиталов за рубеж, поручил Центробанку РФ и Государственному таможенному комитету провести мониторинг расчетов по экспорту. За 1994 г. было выявлено 8 тысяч случаев невозврата экспортной выручки, но заведено всего 200 уголовных дел, из которых до суда дошли единицы. В 1995-м при проверке экспортных контрактов на общую сумму 73 млрд. долларов, обнаружилось, что в Россию вернулся только 51 млрд. По данным западных экспертов из России в этот период по всем каналам уходило около 40 млрд. долл. ежегодно. Ельцин не покончил с такой ситуацией потому, что это означало поднять руку на интересы новой экономической элиты страны, которая поддерживала его все эти годы. Это означало пойти и против позиции Запада, деловым кругам которого была очень выгодна экономическая ситуация в России. Поддержка Запада была крайне важной для Ельцина.
В середине 1994 г. завершился этап чековой приватизации, в ходе которого было приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % – предприятий общественного питания, 76,4 % – предприятий бытового обслуживания. Крупные предприятия в основном превратились в акционерные общества. Их приватизация шла по схеме, когда трудовой коллектив сохранял за собой 51 % акций, а остальные ушли в свободную продажу за ваучеры. В большинстве случаев директора госпредприятий стали главами акционерных обществ и начали постепенно скупать акции рядовых работников, превращаясь в крупных собственников. В результате ваучерной приватизации 40 млн. граждан стали акционерами АО или чековых фондов. Однако доходы рядовых акционеров были весьма незначительными, или же их вообще не было.
Другие публикации:
Современные теории демократии о субъектно-объектном
статусе народа
Исходя из этимологии термина "демократия", необходимо в рамках субъектно-объектных отношений остановиться на следующих вопросах: что такое "народ" и как он осуществляет эту власть.
Исторический генезис демократии длит ...
Современные теории демократии
В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.
Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая ра ...
Политическая теория марксизма
Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об и ...