Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков. Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Политические мыслители России » Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков. Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Пережил достаточно глубокое увлечение марксизмом и неокантианством. В 1898 году за пропаганду социалистических идей был арестован, исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. В тот период приобрел известность, как «критический марксист». Однако затем переходит к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Первая его теоретическая статья уже содержала критику ортодоксального марксизма, т.к. он стремился исходить из объективных знаний об обществе, придерживаясь общечеловеческих ценностей, не сковывая себя классовой идеологией. Постепенно отошел от социал-демократии, участвовал в сборнике «Вехи» (1909). В этом издании вместе с другими авторами Бердяев высказывал беспокойство по поводу катастрофических последствий тотальной идейной борьбы в России. В публикациях 1910-х гг. заявил о себе как глубокий религиозный философ. Бердяев в ряде работ пытается «очистить» «вечную правду» христианства от искажений, привнесенных церковью. Не бытие в основе его миропонимания, а свобода. Основные сочинения Бердяева: «Философия свободы», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

В годы Первой мировой войны появилась серия статей о русском национальном характере, которые он затем собрал в сборнике «Судьба России». Рассуждая об особенностях русского народа, Бердяев выделяет в качестве главной из них антиномичность, т.е. сочетание противоположностей в характере. Так, русский народ, указывает Бердяев, является одновременно и самым анархичным, безгосударственным, и, в то же время, наиболее бюрократизированным и склонным к обожествлению власти. Русские, по его мнению, являясь самым терпимым и нешовинистическим народом, сочетают эти качества с самыми дикими проявлениями национальной ограниченности. Наконец, свойственное русским вольнолюбие, стремление к свободе духа, неприятие мещанской ограниченности, вполне уживаются с тем, что Россия – «страна неслыханного сервилизма».

Бердяев приветствовал Февральскую революцию как народную и резко выступил против Октябрьского переворота, осуждая большевиков за революционный экстремизм и развязанную ими стихию насилия. Величайший гуманист, Бердяев вообще призывал перейти к неполитическим формам совершенствования человеческого общежития через повышение нравственности. Какое-то время он относительно мирно уживался с Советской властью, однако в силу своих взглядов и убеждений рано или поздно должен был стать лицом, неугодным режиму. В 1922 году был арестован, выслан из страны на «философском пароходе», в конце лета 1922 года. За границей написал множество книг, снискал мировую славу. Среди эмигрантов слыл «левым». В 1937 году на немецком и английском языках вышла его книга «Истоки и смысл русского коммунизма».

Бердяев прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и предлагал свести политику до минимума, растворить её в культуре религии.


Другие публикации:

Россия и демократия
Говорить демократическими слоганами - о равенстве всех, о свободном рынке, о свободной конкуренции при демократическом режиме в России - просто смешно и даже как-то неудобно, неприлично для мало-мальски умного человека. Какое может быть р ...

Геополитические платформы Германии и России: универсальное и специфическое. Геополитическая доктрина Германии
Учитывая, что большинство экспертов рассматривают Германию в качестве консолидирующего ядра новой Европы, нам представляется важным исследование геополитической доктрины этого государства и прогнозирование в этом контексте перспектив разв ...

Проекты либеральных преобразований Сперанского
Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки" Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения ...