Различные формы президентской власти

Президент как глава государства выступает в различных качествах в зависимости от разновидности республиканской формы правления. В парламентской республике он является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны (Индия, Италия, ФРГ и др.), в президентской республике он глава государства, которому подчинены министры, не составляющие (США, Филиппины, Бразилия) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом варианте президентской республики нет должности премьер-министра, его полномочия выполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, есть кабинет президента. Во втором случае есть должность премьер – министра, но это так называемый административный премьер, фактически руководителем правительства (Совета министров) является сам президент. Премьер – министр в основном выполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, да и заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае по указанию или с разрешения президента (Египет, Перу).

Таким образом, в парламентской республике президент лишь по конституции обладает исполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и не говорят (Италия, Молдова, ФРГ). Это – «слабый» президент. Свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.

Иная ситуация в президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, а министры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно, полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимает решение, даже если все министры выскажут против мнения президента, он руководит государственной службой и делегирует определенную долю исполнительной власти своим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров, ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но в принципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначает и смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначает президент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендации для президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскими республиками, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламент может выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайне затруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесения такого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие его квалифицированным большинством состава парламента).

Существенно изменяется ситуация в полупрезидентской, полупарламентской республике. В полупрезидентской республике заметно стремление «вывести» президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за границы традиционной концепции разделения властей при упоминании последней в конституциях как руководящего начала. Основные законы, принятые в данной группе стран при активном участии президентов – лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность, но вместе с тем устанавливают определенную, хотя незначительную, связанность его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции стремятся поставить президента, его власть вне обычной триады. Наделяя его, как главу государства, помимо исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (обширные нормотворческие, исключительные, и особенно арбитражные и объединительные полномочия).

Однако главной чертой президентской власти в полупрезидентской республике отмеченное стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними.


Другие публикации:

Структура власти.
Особенностью кыргызского общества является то, что реальная власть сосредоточена не в политических институтах, которые в лучшем случае служат лишь площадкой борьбы или средством легитимизации властных целеполаганий и действий различных гр ...

Органы конституционного правосудия.
Конституционный Суд РФ действует с 1991 года. В соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ - конституционный орган судебного контроля, самостоятельно и незав ...

Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова
Идея организованного правопорядка принадлежит С.А. Муромцеву, одному из лидеров русского либерального движения, профессору гражданского права юридического факультета Московского университета, лидеру конституционно-демократической партии, ...