Специфика избрания на пост главы государства
Страница 2

Политические публикации » Институт президентства в современном мире » Специфика избрания на пост главы государства

Большинство кандидатов на президентских выборах в различных странах являются или лидерами партий, или их представителями. Именно они располагают самыми реальными шансами победить на выборах, поскольку ведущие партии оказывают доминирующее влияние на избирателей.

В США кандидат от любой, даже самой немногочисленной, партии или же независимый кандидат для участия в президентских выборах должны зарегистрироваться. В силу федеративного устройства государства регистрация кандидатов в президенты США происходит на уровне властей штатов. При этом в одних штатах кандидат должен представить соответствующую петицию, подписанную определенным количеством местных избирателей. Например, в южном и весьма консервативном штате Джорджия любой, кто хочет внести свою фамилию в избирательный бюллетень на президентских выборах, должен собрать подписи 40 тыс. избирателей этого штата. В других же штатах требуется меньше подписей под петицией. Есть в США и такие штаты, где в избирательные бюллетени без всяких петиций вносятся те кандидаты, которые, по мнению властей, имеют широкую известность и поддержку в стране.

Закономерно, что таковыми оказываются прежде всего кандидаты двух ведущих партий в США – республиканской и демократической. Впрочем, все эти процедуры не являются непреодолимым препятствием для тех кандидатов в президенты, которые баллотируются не от ведущих партий. [2]

В ряде европейских стран также предусмотрено самовыдвижение кандидатов. Так, в Польше достаточно собрать под соответствующей петицией 100 тыс. подписей избирателей, чтобы быть зарегистрированным официальным кандидатом в президенты.

В последние годы в некоторых латиноамериканских: странах буквально накануне президентских выборов создавались новые партии или реанимировались старые специально для того, чтобы их кандидаты могли завоевать пост президента.

В Перу за год до президентских выборов была создана совершенно новая коалиция «Перемена-90», и в 1990 году ее лидер А. Фухимори неожиданно для многих выиграл президентские, выборы.

Во многих странах всеобщие и прямые президентские выборы могут проводиться в один и в два тура. Для того чтобы, быть избранным президентом после первого тура в Австрии и Финляндии, кандидату достаточно набрать более половины голосов всех участвовавших в голосовании избирателей, а во Франции требуется абсолютное большинство поданных голосов. Если же ни один из кандидатов не получает предусмотренного Основным законом числа голосов в первом туре, то тогда проводится второй тур президентских выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победитель второго тура и становится президентом страны.

Особенно часто президентские выборы в два тура проходят в странах с множеством партий. Так, в Гватемале, где легально действует 8 партий, на президентских выборах 1988 года было зарегистрировано 12 кандидатов, и ни один из них не набрал нужного количества голосов в первом туре в ноябре 1988 года.

В некоторых странах (Боливии, Чили и др.) во втором туре президента избирают не на всеобщих выборах, а лишь путем голосования в парламенте.

В то же время в США президентские выборы в подавляющем большинстве случаев проводятся в один тур, так как там действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Победителем оказывается тот, кто получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей, а также наибольшее число выборщиков. Дело в том, что в США проводятся всеобщие, но не прямые президентские выборы. Это означает, что в день выборов избиратели голосуют по штатам за кандидатов в президенты и вице-президенты и за выборщиков, избираемых от каждого штата в количестве, соответствующем числу представителей этого штата в обеих палатах Конгресса США.

Что касается распространенной во многих европейских странах процедуры избрания президента депутатами парламента, то она более или менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламенту.

В ФРГ для избрания президента созывается Федеральное собрание.

В Венгрии в голосовании на выборах президента принимают участие только члены Государственного собрания. В Конституции определено, что «на основе первого голосования избранным на Пост Президента республики считается кандидат, набравший две трети голосов депутатов» (ст. 29Б.2).

Как видно, повсеместно конституционные нормы, регулирующие порядок избрания президента парламентом, допускают несколько туров голосования. Число таких туров в Италии или Венгрии конституционно не ограничивается. В то же время Конституция Греции, имея в виду возможный парламентский тупик на выборах президента, предусматривает, что если в третьем туре голосования ни один кандидат не получает квалифицированного большинства голосов, то Палата депутатов, полномочная избирать президента страны, автоматически распускается и назначаются новые парламентские выборы.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации: