Конституционные реформы под давлением США. Конституция 1947г.
Страница 2

закреплены основополагающие права и свободы человека;

Также, к особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета

как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст.1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст.41).

Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма.9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой - выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях. На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.

Контроль за соблюдением

Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма ст.98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пересмотрам, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась "импортного", навязанного стране характера

Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения "мирной" 9-й статьи, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции. Одна из причин конституционной стабильности Японии - "жесткий" порядок изменения основного закона, установленный ст.96. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента). Существующий в Японии баланс политических сил не позволяет партиям, выступающим за изменение Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума.

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Л
Легальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также обще­принятых нормах. Легитимность (от лат. legitimus - законный, правил ...

Идеологическое течение в современном мире – демократизм. Современное состояние коммунистического движения
Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться в качестве своеобразной формы интеграции политиче ...

Предыстория Югославского кризиса. Древняя история
Балканские страны имеют очень сложный национальный состав. Проблемы государств этого региона во многом и связаны с его чрезвычайной национальной пестротой.Проблема Косово и Метохии - один из примеров крайней сложности территориально- нацио ...