Воспроизводство элиты
Страница 1

Циркуляция и воспроизводство элит. Убыстрение циркуляции российских элит является очевидным фактом. Оно началось еще при правлении М. Горбачева за счет выдвижения наверх многочисленных представителей так называемых предноменклатурных групп из разных общественных секторов (в основном речь идет о бывших руководителях среднего звена - начальниках отделов, подразделений, служб). Это подтверждают данные сравнительного исследования, проведенного ВЦИОМ в 1993-1994 гг., по "старой" элите образца 1988 г.

Так по этим данным, около 2/3 новой элиты в 1993 г. не входило в номенклатурные ряды в 1988 г. Известно также, что средний срок, необходимый для того, чтобы сделать карьеру и добраться до номенклатурной должности, был весьма велик и постепенно возрастал на протяжении 30 лет, предшествовавших перестройке - от 8 лет в 1953 г. до 23 лет в 1985-88 гг. В последнее десятилетие длительность среднего карьерного роста резко сократилась. Появились многочисленные примеры стремительных карьер, фактически невозможных в условиях брежневского режима.

Важно отметить, что обновление состава элитных групп происходит неравномерно. Хозяйственной элиты это касается в меньшей степени, чем политической, элитные группы на периферии оказались стабильнее, чем в центре.

Три четверти старых номенклатурщиков сохранили свои места и пятилетие спустя. В итоге интенсивная мобильность во многом была ограничена перемещениями внутри элитных слоев и между этими слоями. Более того, ближе к середине 90-х гг. разворачивался процесс, который можно назвать частичной реставрацией политической элиты.

Можно выделить две волны обновления высших слоев. Первая из них была связана с вторжением реформаторов. Вторая же ознаменовала приход контрреформаторов, действия которых следует рассматривать как нормальное завершение реформенного цикла. В классических образах это выглядит так: "молодых львов" вытесняют "старые лисы".

Модели циркуляции и воспроизводства элитных групп следует дополнить третьим элементом - расширением элитного состава. Увеличение элитных рядов в первой половине 1990-х гг. произошло более чем в 2 раза. Произошло значительное увеличение числа позиций, которые считаются "элитными". Это вызвано ростом числа новых хозяйственных структур, руководителей которых можно отнести к новой хозяйственной элите. Но не в меньшей степени это относится и обусловлено ростом политических и административных структур. Известно, что в течении первой половины 90-х гг. аппарат органов государственной власти вырос почти в 1,5 раза, на фоне общего сокращения числа занятых.

Реконверсия элиты. Изменение норм и правил властных взаимодействий во многом произрастает из процесса реконверсии элиты (т.е. перевода капитала из одной формы в другую). Это своего рода "переодевание" элиты. Решающим элементом подобного "переодевания" политико-административной элиты стало "обуржуазивание" элитных групп. Оно проявилось прежде всего в двух явлениях. Во-первых, часть политической элиты трансформировала свое политическое влияние в экономический капитал. Представители политической номенклатуры сами вошли в новую бизнес-элиту или протежировали в хозяйственной сфере собственных детей. Во-вторых, "обуржуазивание" коснулось самой политической элиты - через расширение коррупции. Коррупция существовала всегда, но именно в современной России она стала как никогда масштабной и открытой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие публикации:

Современные политические учения Запада
Крупнейшим шагом в развитии политической теории вообще и социалистической идеологии в частности является учение Карла Маркса (1818—1885 гг.) и Фридриха Энгельса (1820—1895 гг.) — марксизм. По мнению ряда политологов, марксистская концепци ...

Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть". Концепция "контр
Прокуратуру РФ, Счётную палату РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, при всём их различии, помимо особого места в системе разделения властей, объединяет функциональное единство. Они осуществляют функции контроля, надзора, наблюден ...

Укрепление нового режима: 27 марта – 12 мая.
После завершения активных действий по смене существовавшего режима, новой власти необходимо было пройти через процесс легитимации, причем одновременно по двум направлениям. С одной стороны, у республики оставался официально действующий пр ...