Введение
Страница 2

К политической элите наиболее тесно примыкают административная и военная элиты. Они являются своего рода рабочими органами высшего политического руководства страны. Административная служба проводит в жизнь государственно-политические решения, а часто и готовит их проекты (они разрабатываются, например, в администрации Президента). Военное руководство, по поручению правительства, разрабатывает и осуществляет (реально или в потенциальной форме) систему мер по выполнению политических решений военными средствами.

Механизм воздействия высшего эшелона государственной власти на деятельность финансово-экономической и духовно-культурной элит в современных условиях значительно сложнее. Наличие в стране экономических и политических свобод, идейного плюрализма ограничивает прямое вмешательство органов власти в эти сферы общественной жизни. Однако государственно-политическое регулирование осуществляется и здесь.

В наше время, в условиях значительного стирания классовых различий и многопартийности, политическая элита формируется из различных социальных слоев, политических партий и группировок. Ее персональный состав ныне не отражает социально-политическую структуру общества. Чтобы получать поддержку народа, она должна отражать в своей деятельности его общие интересы, выступающие как интересы национально-государственные.

В прошлые времена политическая ориентация высших руководителей государства определялась, как правило, их социально-классовой или сословной принадлежностью[3].

При первых Романовых (ХVII в.) важнейшие государственные вопросы решались на Земских соборах, на которых была представлена центральная и местные элиты, верхушку боярства составляли члены Боярской думы, выполнявшей совещательные функции при царе; но в ХVIII в., как констатирует Ключевский, боярство разрушается. Россия становится империей; император наделен неограниченной властью, система органов государственного управления строится на принципах бюрократической централизации. При Петре I на смену Боярской думе приходит Сенат, который решает административные, законодательные и судебные вопросы. В ХVIII веке место боярства «заняла новая чиновность знать, состоявшая из выслужившихся административных дельцов . это чиновничество усвоило себе некоторые политические замашки аристократии и стремилось из простого правительственного орудия превратиться в правительственный класс, в самобытную политическую силу, поэтому и можно назвать чиновной аристократией»[4].

После подавления восстановления декабристов, которых можно считать контрэлитой, попытавшейся свергнуть самодержавие и крепостничества, утверждается военно-бюрократический абсолютизм Николая I., бюрократия окончательно превратилась в самодовлеющую касту, стремившуюся подчинить себе все стороны человеческой жизни.

Поражение России в Крымской войне продемонстрировало отсталость - социальную и техническую, гнилость военно-бюрократической системы. На наш взгляд, вызывают уважение попытки Александра II либерализировать систему управления Россией, модернизировать ее элиту. Крупнейшая из реформ - отмена крепостного права, значительны и такие реформы, как реформа местного самоуправления (земства), судебная реформа, означавшая начальный шаг в направлении к правовому государству. Начавшиеся реформы были прерваны убийством царя и превалированием консервативной элиты, препятствовавшей процессу либерализации.

Разрыв между народом и элитой возрастал и достиг своего апогея в царствование Николая II и вылившись в революции ХХ века. В ходе революции 1905-1907 гг. Николай был вынужден пойти на существенные уступки в направлении конституционного ограничения самодержавия, на созыв Государственной думы. Тем не менее правящая элита сохранила свой сословный характер; дворянство, несмотря на свое несомненное ослабление и оскуднение, сохранило в элите основные позиции. Эта элита не могла приспособиться к изменившейся ситуации, к требованиям индустриального общества и бесконечно конфликтовала с Думами. К этому добавились внутренние противоречия в элите при слабом нерешительном царе, противостояние правящей элиты и той части политической элиты, которая рекрутировалась по новому для России каналу - через выборы в Государственную Думу. Усилия думской оппозиции и нападки либеральной и социалистической прессы, стремящимися скомпрометировать власть (во многом эта критика была справедливой) увенчались успехом. Властвующая элита полностью исчерпала доверие народа, утратила легитимность в его глазах, и в февральской революции не нашлось серьезных социальных сил, которые бы поддержали разваливающийся режим.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Политика бизнеса как аспект поддержания стабильности
Говоря о возможности сектора малого и среднего предпринимательства в сфере расширения занятости, государственные органы большинства западных стран считают их поддержку одним из основных приоритетных направлений своей социальной и экономич ...

Отличительные черты самодержавной монархии в работах Н.Я. Данилевского, К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова
К концу XIX в. в политических направлениях по вопросу переустройства России рассматривалось несколько точек зрения. В частности либералы делали акцент не на сакральной сущности монархической власти и ее религиозном обосновании, а на перех ...

Национализм и расизм
Национализм был ядром политики и идеологии известных политических партий и движений, его исповедовали их лидеры и идеологи. В Италии таковыми были Гарибальди, Мадзини, Кавур, Виктор-Эммануил; в Германии - Гегель, Фихте, Вагнер, Бисмарк и, ...