Введение
Страница 3

Политические элиты - явление динамичное. В ходе общественного развития происходит смена систем их формирования, изменяется их персональный состав. Это процесс объективный. В революционные периоды смена политических элит происходит быстро: они рекрутируются в это время из руководителей народных движений, а также из низших слоев - движущих сил революции (так было во Франции в 1789- 1793 гг., в России в 1917 г.). В «мирных» условиях эти процессы происходят медленнее, обновление состава политических элит идет постепенно[5].

Существует немало теорий, объясняющих характер смены политических элит, рекрутирования (отбора) в их ряды новых членов. Не вдаваясь в существо этих теорий, кратко рассмотрим системы формирования политической элиты в нашей стране. До Октября 1917 года она была сословной - пополнялась представителями высших слоев общества. В советский период, к 30-м годам сложилась номенклатурная система отбора кадров на высшие партийные и государственные посты. Она заключалась в том, что существовал перечень партийных и государственных должностей, которые замещались по указанию «сверху». Главным критерием была «идейность» кандидата на такой пост, его «преданность делу партии». Граждане, рядовые члены партии на этот процесс фактически не оказывали никакого влияния[6].

Беглый социографический обзор показывает, что социальной базой российских партий и, соответственно, политической элиты были не пролетариат, буржуазия или крестьянство, а различные этажи маргинальных городских слоев. Большой столичный город уступал первенство в «производстве» будущих политиков провинциальным губернским и уездным центрам. Со второй половины 1880-х годов все больше будущих революционеров давала деревня.

Революция ускорила эскалатор вертикальной социальной мобильности, вынесла наверх выдвиженцев из низших общественных слоев, менее затронутых воспитанием и образованием. Разумеется, она предъявила повышенный спрос на радикалов, резко сдвинув всю политическую элиту влево.

Политическая элита России начала ХХ века – скороспелое детище модернизации страны. Сильно маргинализованная, она не имела за плечами прочных культурно-исторических традиций, долгого цикла вызревания. В ее сознании переплетались черты космополитического мышления (в марксистском его варианте) и архетипы национально-религиозного сознания, в психологии нетерпимость и нетерпение брали верх над выдержкой и толерантностью, в своем поведении она опиралась на разбуженные социальные инстинкты. Наивно полагать, будто политические лидеры по своему усмотрению направляли руль истории – не Ленин и Троцкий, не Керенский и Чернов определяли ход событий, они достигали успеха лишь тогда, когда улавливали настроения социальных низов, превращая их в лозунги текущей политики[7].

Страницы: 1 2 3 


Другие публикации:

Неолиберализм как философия
Неолиберализм это не просто экономическая структура, это философия. Это наиболее заметно в его отношении к обществу, человеку и вопросам занятости. Неолибералы рассматривают мир как метафору рынка. Рассматривать нации как некие компании я ...

Гватемальская революция 1944-1954 гг. и "холодная война в Цетральной Америке"
Гватемала маленькая центральноамериканская страна с населением 4 миллиона жителей, половина из которого индейцы. К концу 40-х годов промышленность страны была практически неразвита. К 50-му году в ВВП Гватемалы, на долю промышленности (вм ...

Общество «Движение ислама»
Общество «Движение ислама» (ДИ). Образовано в Пакистане в 1941 году. Штаб-квартира расположена в провинции Пенджаб. Лидер - Кази Хуссейн Ахмад. Основные цели: превращение Пакистана в теократическое мусульманское государство, основанное на ...