Современное состояние партийной системы в Республике БеларусьСтраница 1
Правовым основанием для формирования многопартийной системы в Беларуси, как и в других республиках СССР, стало принятое в январе 1990 г. решение съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР. Фактически же многопартийная система в Беларуси начала формироваться с момента образования 19 октября 1988 г. на собрании по учреждению общественной организации «Мартиролог» (Комитет «58») оргкомитета по созданию Белорусского народного фронта (БНФ). Основную роль в создании Народного фронта сыграли существовавшие к тому времени многочисленные молодежные организации, в первую очередь «Талака», и историко-мемориальная комиссия Белорусского фонда культуры.
В первые годы независимости Беларуси БНФ занял доминирующее положение на политической арене. Это стало фактором, сдерживающим самостоятельное развитие политических партий. БНФ не желал «растворяться» в политических партиях или преобразоваться в одну из них, не доверял им и считал себя единственным последовательным защитником независимого государства и национально-культурного возрождения страны. Поэтому он относился к партиям демократического направления как к неравноправным партнерам по борьбе с существующей властью, пытаясь навязать им свои правила игры.
В начале 90-х годов все негосударственные политические силы разделились пополам: с одной стороны, БНФ, игравший самую заметную роль в политической жизни страны, с другой – политические партии различных идеологических направлений, организационно не связанные с БНФ и не во всем поддерживающие его политику.
Партийное строительство в новейшей истории Беларуси условно можно разделить на несколько этапов.
Первый этап (1991-2010 гг.) характеризовался появлением большого количества политических партий, становлением многопартийной системы. В первых демократических выборах в Беларуси, которые прошли весной 1990 г., смог принять участие только БНФ, так как на момент их проведения в стране не было других реальных политических организаций и партий, а следующие выборы в Верховный и местные Советы состоялись только в мае 2010 г., причем проходили они уже в условиях кризиса между ветвями власти. Такой большой перерыв не способствовал укреплению политических партий на первом этапе. Появлению большого количества новых партий способствовали невысокие требования к партиям первого закона об общественных объединениях (наличие не менее 100 членов и уплата государственной пошлины в размере 10 минимальных окладов).
В 1991 г. были зарегистрированы пять демократических партий, стоявшие в оппозиции к КПБ-КПСС: Объединенная демократическая партия Беларуси, Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая Громада, Национально-демократическая партия Беларуси, Белорусский христианско-демократический союз. После провала в августе 1991 г. путча ГКЧП Верховный Совет принял решение о приостановке деятельности Коммунистической партии Белоруссии. В декабре 1991 г. прошел учредительный съезд Партии коммунистов Белорусской, которая была зарегистрирована в мае 1992 г. Крах КПСС стимулировал появление в 1992 г. также Партии народного согласия, основу которой составили депутаты парламентской фракции «Коммунисты за демократию» и многие активисты Демократической платформы в КПСС.
В связи с возможностью проведения республиканского референдума о роспуске Верховного Совета и проведения досрочных выборов по пропорционально-мажоритарной системе премьер-министр Вячеслав Кебич и его сторонники инициировали создание Объединенной аграрно-демократической партии и Партии «Белорусский научно-производственный конгресс», которые должны были составить основу проправительственного блока на парламентских выборах.
Другие публикации:
Предмет политической науки
Вычленение любой научной дисциплины предполагает определение прежде всего круга тем и проблем, составляющих в совокупности предмет ее исследования. Важно сформулировать цели и задачи дисциплины, отличие ее от других социальных и гуманитар ...
Выводы
1. Историческими предпосылками возникновения государства являются:
- развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль;
- появление частной собственности и необходимость в создании законов и инст ...
Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889)
Выдающийся юрист-государствовед. Образование получил в харьковской второй гимназии и в Харьковском университете. Был редактором «Харьковских Губернских Ведомостей», потом чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. В 1866 год ...