Политическая элита в России
Страница 1

Политические публикации » Политическое лидерство » Политическая элита в России

Политическая элита в России более всего заслуживает названия «политический класс». Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.

Подобная модель отношений элиты и зависимого населения начала формировать еще в период раннего средневековья. Князь и его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Интересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дружина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха в обмен на обладание землей и людьми.

К началу 17 века сложилась внутренняя структура правящего класса, которая состояла из трех основных групп: офицерского корпуса, чиновников, поместных землевладельцев. Социальной базой правящей элиты было служивое сословие.

После социалистической революции власть в стране сосредоточилась в руках «нового класса», который опирался на Коммунистическую партию. Партийная система служила лишь внешним оформлением и одновременно прикрытием классовой сущности его господства. Получив монопольную власть и подчинив себе государство, «новый класс» стал монопольно распоряжаться национальной собственностью. Социалистическая собственность явилась основой абсолютной власти «нового класса», источником его привилегий. Назначение на ключевые руководящие посты осуществлялось исключительно через партию. Этот способ замещения руководителей получил название номенклатурного, а сам «новый класс» стал называться номенклатурой.

Советская номенклатурная элита включала в себя следующие группы: 1) руководство страны, которое олицетворяло законодательную власть; 2) руководители аппарата ЦК КПСС (исполнительная власть); 3) руководители региональных комитетов КПС; 4) министры; 5) руководители силовых структур; 6) руководители Советов; 7) дипломаты высокого ранга; 8) руководители молодежных, профсоюзных, творческих и других союзов, обществ, организаций.

Приход к власти в 1991г. демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном те кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Это означало, что основной ядро номенклатурной элиты, по существу сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты.

Однако помимо номенклатурной элиты в 1990-х годах начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесов. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе.

С установлением политической системы конкурентной олигархии, которую олицетворяла «семья», т.е. ближайший круг родственников, друзей, знакомых Б.Н.Ельцина, источники процесса образования элиты были сконцентрированы в руках исполнительных органов: президента, его администрации, правительства. Кроме того, именно они контролировали деятельность законодательных институтов власти – палат Федерального Собрания.

Облик нынешней российской политической элиты достаточно пестр. Как полагают эксперты, по крайней мере, половина всех лидеров политических партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов Федерального Собрания РФ, четверть сотрудников президентской администрации и аппарата правительства ранее не состояли в номенклатуре. В то же время номенклатурное прошлое имеют 83% региональной элиты.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Проекты политических преобразований начала 60-х годов
Политика, связанная с осуществлением грандиозной перестройки партийных, советских органов по производственному принципу привела к дестабилизации управленческих структур, показала несостоятельность попыток реформировать советское общество ...

Местное самоуправление
Как уже говорилось, в стране существует двухзвенная иерархическая система территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стр ...

Уровень присутствия в Интернете регионов России
Всестороннее исследование взаимодействий Интернета и политики не представляется возможным без учета регионального аспекта. Взаимодей­ствие общего (общенационального) и особенного (регио­нального) непосредственно относится к самой логике п ...