Введение
Страница 1

Конец ХХ века ознаменовался кардинальными политическими и экономическими изменениями, произошедшими в первую очередь в европейских государствах, среди которых центральное положение занимает Германия. Являясь третьей в мире страной по величине экономики и находясь на втором месте по объему экспорта, Германия оказывает огромное влияние не только на европейские страны, но также становится все более влиятельным политическим актором международных отношений. То, каким образом, Германия осуществляет свою внешнюю политику, какие приоритеты она выделяет в ней в соответствии со своим возросшим экономическим и политическим значением, представляет значительный интерес как для политиков, так и для всех людей, чьи интересы связаны и зависят от этой страны. Отправной точкой многих анализов современной внешней политики Германии служат два сравнительно недавних события: объединение Германии и начало нового этапа европейской интеграции.

Реализация внешней политики Германии в Европе в начале XX1 века происходит в глобализуемом мире, поэтому ее будущее зависит от совокупности как международных и собственно европейских факторов. В этом контексте, независимо от того насколько удачным будет дальнейшее развитие Европейского Союза, новая «восточная политика» Германии приобретает основное значение, в архитектуре нового «европейского дома». «Центром тяжести» как европейской, так и немецкой восточной политики является Россия. Исходя из своего положения и истории, Германия рассматривает себя в качестве страны, дающей импульсы и являющейся мотором для российской политики Европейского союза. Однако многие российские политики, профессионально занимающиеся внешней политикой Германии, сходятся во мнении, что в стратегической концепции Германии в отношении России, особенно в условиях усиления влияния немецкой политической элиты на принятие внешнеполитических решений, нет конструктивности.

Известно, что Германия является основным финансовым кредитором России, и от качества отношений с Германией во многом зависит будущее России, которая хотя и находится пока в относительной изоляции, но проводит свои экономические реформы и имеет реальные перспективы тесной интеграции с Западной и Центральной Европой.

Важно отметить, что в условиях сырьевой зависимости Германии от России, для российских политиков важно и необходимо правильно учитывать изменения фона формирования внешней политики этой страны, и, в особенности, ее восточного направления, с целью принятия как наиболее выгодных политических решений, так и выработки комплексной и взаимодополняющей системы безопасности на континенте.

В настоящее время в научных и политических кругах, в государственных институтах Российской Федерации широко распространены позитивные оценки развития внешней политики Германии на ее восточном направлении. Привычными стали ссылки на опыт расширения ЕС, в котором Германия играет ключевую роль, призывы к его переносу на российско - германские отношения. Вместе с тем некоторые специалисты - международники, особенно те, кто профессионально изучает геополитику Германии, преемственность геополитических и стратегических взглядов ее политиков, весьма скептически оценивают реальность осуществления этих благих пожеланий.

В восточной политике Германии есть две составляющие - «универсальное» и «специфическое», которые можно обнаружить и проанализировать на различных уровнях: в развитии общей геополитической концепции и стратегии; в конкретных направлениях активной внешней политики на восточном направлении; и наконец, как эта политика вписывается в деятельность, фирм, банков и других объектов хозяйствования с элементами наднационального регулирования экономики.

С точки зрения дальней перспективы, наибольший эффект могло бы дать переосмысление геополитической концепции Германии (с учетом российских интересов), и использование этой концепции, стратегии и институциональной модели расширяющегося ЕС в Восточной Европе. При этом геополитическая концепция Германии представляет практический интерес не столько как интеграционный инструмент, а как стратегия образования нового типа российско-германского сотрудничества. Такой подход позволяет вычленить « универсальное» и «специфическое» и в принципах, на которых базируется восточная политика Германии, и в стратегии ее развития.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Идеологическое течение в современном мире – демократизм. Современное состояние коммунистического движения
Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться в качестве своеобразной формы интеграции политиче ...

Этапы правового развития российской многопартийности
Анализ многопартийности в России предполагает необходимость ретроспективы процессов эволюционирования института многопартийности, особенно в том, что касается подмены данного института однопартийной системой. Особенностью генезиса многоп ...

Австрийская партия свободы
Австрийская партия свободы была основана в 1949 г. Основы этой партии можно найти в либерально-националистическом пангерманском движении. При создании партии в неё вошли представители нескольких партий Первой Республики и Партия великого ...