Понятие политического процесса
Страница 1

Политические публикации » Политический процесс » Понятие политического процесса

Как известно, система - это совокупность элементов, целостность, состоящая из частей, находящихся во взаимодействии, взаимозависимости. Политическая система, выражает целостность политики, характер взаимосвязи ее элементов, позволяющий ей выживать, достигать стабильности и самосохранения.

Формой функционирования политической системы общества выступает политический процесс. В связи с этим необходимо уяснить, прежде всего, понятие процесса. Термин «процесс» латинского происхождения (processus), обозначающий последовательную смену состояний, тесную связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Такое определение понятия «процесс» в большей степени соответствует стабильно и планово развивающимся явлениям, управленческой деятельности с ее целеполаганием, последовательностью определенных действий, предвидимыми результатами.

Политический процесс, сохраняя в себе целеполагание и стадийность, по своему содержанию явление более сложное, потому как политика отражает интересы различных слоев, групп, их устремленность к власти для удовлетворения этих интересов. Категория «политический процесс» отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляют то явная, то скрытая борьба за власть, перераспределение ресурсов и статусов, нарушающее прежде сложившееся равновесие интересов и переводящее политическую систему в новое состояние. Тезаурус понятий «политическая система» и «политический процесс» позволяет сделать вывод, что понятие политической системы — статичное, охватывающее состояние политической жизни к данный конкретный момент, а политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

Таким образом, сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участии во всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм, традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другой стороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями и разнообразными тенденциями.

Структура политического процесса состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий (в различных Источниках рассматриваются по-разному).

1. Конституирование. Эта стадия происходит обычно в переломный, революционный период: повторяется и закрепляется, видоизменяется и обновляется исторический тип политической системы, ее классовая природа. Связи с другими подсистемами общества. Воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, толы. Воспроизводятся сами участники политического процесса как выразители определенных политических позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных политических ролей. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, ее порождает, конституирует и воспроизводит общество, это есть фрагмент всего целостного процесса общественного развития.

2. Вторая стадия (второй структурный элемент) политического процесса представляет собой принятие политико-управленческих решений. Клода включаются такие обязательные элементы, как выделение из политического контекста конкретных проблем, сбор информации, рассмотрение возможных альтернатив, последствий принимаемых решений, выбор и корректировка плана действий. В данном аспекте политический процесс предстает как сфера деятельности правящих и оппозиционных элит.

Следует, однако, заметить, что возможности выработки решений, отвечающих потребностям общества зависят от целого ряда факторов: от уровня властных структур; от соотношения прав и обязанностей центральных и местных органов власти; взаимодействия партийных и государственных структур; степени разделения и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей; уровня политического сознания и политической культуры граждан; уровня правопорядка и стабильности общества.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Диктатура большинства или главный недостаток демократии голосования.
В сочинении Гераклита (ок. 530—470 до н. э.) "О природе", значительная часть которого, согласно Диогену Лаэрцию, была посвящена анализу политической жизни, мы читаем: "Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они, скольк ...

Невербальное поведение политика
(Составлено на материале телетекстов, характеризующих четыре ситуации общения: интервью, выступление перед целевой аудиторией, обращение к массовой аудитории, встреча с народом. ) Невербальное поведение А. Лукашенко характеризуется динам ...

Законодательная ветвь власти и "особое ответвление" - "учредительная власть". Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание).
Согласно статье 94 Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (иногда и ...