Кризис в экономике страны
Страница 2

Николаева Ирина Павловна (профессор, зав. кафедрой экономической теории) так оценивает общее состояние экономики СССР в конце его существования:

"Сложившаяся в ХХ в. в России командно-административная система на практике доказала свою неспособность к эффективному развитию. Темпы научно-технического прогресса и роста производства оставались низкими, выпускаемая продукция не выдерживала конкуренции на мировом рынке, в стране существовала скрытая инфляция и скрытая безработица, уровень жизни населения был низок. По сути, это было закономерным результатом существующей экономической системы"

Идеолог советской перестройки, член последнего Политбюро СССР, член-корреспондент АН СССР и РАН Вадим Медведев пишет по этому поводу:

" .К концу 70-х - началу 80-х годов экономический рост в Советском Союзе прекратился . Производительность труда росла медленно, и темпы ее роста постепенно снижались . По всем слагаемым эффективности мы все больше и больше отставали от Запада . Оставался невостребованным накопленный в стране науч но-технический потенциал .

.Особое место среди причин отставания советской экономики занимала ее милитаризация . Оборонным целям служили не менее чем 2/3 научного потенциала страны".

Корчагин Ю.А.: "В 1990 г. падение ВВП, по данным Госкомстата, относительно предыдущего года составило 3%, в 1991 г. - 5%, а в 1992 г. ВВП за год упал примерно на 14,5%, золотовалютные резервы иссякли, в то время как внешний долг СССР достиг 96,6 млрд. долларов. Держава фактически обанкротилась. Была введена карточная система на основные продукты питания. Некоторые республики стремились выйти из СССР, делая ставку на развитые западные страны и развитие демократии и рыночной экономики.

Перед распадом СССР державу поразил глубочайший полисистемный кризис, охвативший все стороны жизни общества, - экономику, политическую элиту, армию. Фактически утратила способность руководить страной КПСС - основа советской власти. Для этого и не потребовалось особых усилий со стороны. КПСС саморазрушилась изнутри. В результате была резко снижена управляемость страной."

Теперь, перечислим основные, по мнению Корчагина, причины кризиса:

- неэффективная и недемократическая политическая система;

- государственная политика, направленная не на повышение уровня жизни населения, не на рост реального ВВП, связанного с благосостоянием рядового гражданина, а на решение идеологических, политических и других задач коммунистической идеологии и советской номенклатуры;

- сравнительно низкий уровень человеческого капитала;

- неэффективная экономика в целом;

- неэффективная система управления страной и экономикой;

- длительное развитие страны в основном за счет экстенсивных факторов;

- истощение дешевых природных ресурсов, обеспечивавших в основном экстенсивный путь развития страны;

- сравнительно низкий уровень жизни населения;

- автаркия (в частности, технологическая изоляция от развитых стран мира);

- отставание в прикладных науках, НИОКР и современных технологиях, особенно связанных с удовлетворением потребностей человека;

- подчиненность целого ряда наук, включая экономику, государственной идеологии и политике;

- деградация элиты страны, которая оказалась неспособной ответить на вызовы времени;

- проигранная геополитическая конкуренция с развитыми странами мира во главе со США.

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Вывод
Подводя итог можно сказать, что период времени прошедший с момента революции Тюльпанов в марте 2005 года по настоящий момент характерен: · Продолжающимся негативным социально-экономическим развитием Кыргызстана. · Усилением традиционали ...

Классические геополитические концепции. Теория А. Мэхена
Отцом-основателем американской геополитики по праву считают адмирала Альфреда Мэхена. Он был не столько ученым, сколько практиком военно-морской стратегии, эффективным политическим деятелем. Его книги - обобщение опыта практической деятел ...

П
Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) кон­цептуальная исходная модель постановки проблем и их реше­ния, схема метод ...