ЗаключениеСтраница 1
В Дагестане веками формировалась культура мира, согласия, толерантности. И в этом плане ничего изобретать не надо. Нужно уважительно относиться к своей истории, традициям, умело использовать богатейшее наследство предыдущих поколений во имя сегодняшнего и завтрашнего дня республики и страны, содействовать их дальнейшему развитию. Такого уникального опыта содружества десятков народов и мирного сосуществования трех основных мировых религий – ислама, христианства и иудаизма нет ни в одном регионе России. Этот опыт - мощное средство в плане предотвращения этнического и религиозного экстремизма, межнациональных конфликтов в современных условиях, их профилактики не только в республике, но и за ее пределами.
В Дагестане, как и повсюду в стране, идет процесс интенсивного духовного возрождения. Не только исламского, но и христианского, и иудейского. Все эти религии являются консолидирующей силой дагестанского общества, доказывают на практике, что веротерпимость – важнейшее качество функционирования религий, на котором формируется межконфессиональное согласие.
Что касается ислама, он играл и играет важную роль в судьбах Дагестана. В республике всегда был высок авторитет духовенства, здесь всегда жили, работали выдающиеся, известные на весь мир богословы. Сегодня надо еще раз отметить огромный вклад официального духовенства, Духовного управления мусульман Дагестана в разгром международных террористов, выступавших под идеологией ваххабизма в 1999 году.
Прежде всего, как представляется, внимание необходимо обратить на следующие моменты.
1. Должна быть выработана четкая политика в «мусульманском вопросе», как на уровне регионов, так и страны. Она должна включать уважительное отношение к исламу как к мировой религии, ни при каких условиях не допускать превращения борьбы с религиозным экстремизмом в борьбу с исламом в целом. Больше того, нам представляется, что наряду с православием ислам должен быть опорой, стержнем, на котором держится и будет держаться Россия. Ведь в стране проживают более 20 млн. мусульман.
2. Одним из самых серьезных является вопрос о религиозном образовании мусульман. Не секрет, что в страну ежегодно возвращаются сотни молодых священнослужителей, получивших образование за рубежом. Хорошо подготовленные, амбициозные, они приходят на смену старшему поколению мусульманского духовенства. Немалая их часть при этом может оказаться людьми, установки которых идут вразрез с интересами российской государственности. Поэтому, очевидно, государство здесь не должно занимать пассивную позицию. Во взаимодействии с религиозными объединениями было бы целесообразно разработать систему мер по регулированию религиозного образования в стране.
3. Говоря о единой государственной политике в отношении ислама, возникает и вопрос о том, в какой мере вообще государство должно поддерживать традиционный ислам. Разумеется, это должно происходить в рамках Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Конституции Российской Федерации, по которой Россия – это светское государство. Из этого должны исходить и религиозные деятели, решительно пресекая попытки вмешательства отдельных представителей духовенства в государственные дела. Такой равный подход должен быть ко всем конфессиям в России, в том числе к православию, то ли идет речь о преподавании религии в школах, то ли о введении института священнослужителей в армии и т.д.
Говоря о комплексе первоочередных и долгосрочных мер по борьбе с религиозным экстремизмом, нужно особо подчеркнуть, что он прежде всего связан с решением социально-экономических проблем. Мы не раз отмечали, что есть прямая связь между ухудшением социально-экономической ситуации и обострением политической обстановки. А последней – с ростом экстремистских настроений.
Важное значение в деле профилактики экстремизма имеет раннее предупреждение различного рода конфликтных ситуаций, связанных с неурегулированностью земельных, хозяйственно-экономических, кадровых и других вопросов.
С терроризмом может эффективно бороться только хорошо информированное общество, которое знает, с каким врагом имеет дело. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, и они многое делают для донесения до массового сознания губительности идеологии и практики терроризма. В то же время нередко в отдельных наших СМИ можно встретить материалы, провоцирующие межнациональные, межконфессиональные или внутриконфессиональные конфликты, сочувствующие террористам, дискредитирующие работу правоохранительных органов.
Другие публикации:
Российско-африканские отношения в контексте
образования нового Африканского Союза и демократических процессов в Африке
После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался но ...
Проблемы свободы личности, власти и государства в русской политической
мысли XIX - начала XX в.
В XIX в. в России появляются разнообразные направления политической мысли, представители которых по-разному осмысливали центральные проблемы и темы политологии: власти и государственного устройства, свободы личности, «права и прав», форм ...
История международных отношений США и КСА
История саудовско-американских отношений восходит к маю 1933 г., когда американской компании «Стандарт ойл оф Калифорния» («СО-КАЛ») удалось получить концессию на разведку и добычу нефти в Саудовской Аравии. Король Ибн Сауд, вынужденный с ...