Введение
Страница 1

Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.

В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.

Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте — государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй — на ее основе — создал теорию сравнительных преимуществ.

В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.

Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.

Концепции государственного регулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегически важным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Первые политические партии и организации (1988-август 1991 гг.)
В настоящее время из политических партий, образованных до августа 1991 г., продолжают свою деятельность Объединенная демократическая партия Беларуси (после объединения в 1995 г. с Гражданской партией стала называться Объединенной гражданс ...

Кризис в экономике страны
Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промыш ...

Политические концепции Нового времени
Дав политической теории новые понятия и поставив перед ней ряд фундаментальных проблем, Возрождение тем не менее не создало систематического знания об обществе и законах его управления: политическому знанию необходим был новый тип рациона ...