Проблемы современного политического сознания

Развитие демократической политики, которая так или иначе выражается в формах плюралистического или постмодернистского сознания, нельзя считать однозначным. Усложнение мировоззрения углубление в психологию, которое человека показывает не только в его положительных, но и отрицательных проявлениях, ставит перед цивилизацией рубежа перехода к третьему тысячелетию массу проблем. Очень многие мыслители пессимистически оценивают последствия изменений, происходящих в современном раскрепощенном и технизированном обществе.

Прошлый век характеризовался высоким уровнем социально- политического оптимизма. Большое количество мыслителей пыталось осмыслить прогресс человечества в идеологической форме. Коммунисты, социалисты, либералы, анархисты и представители иных идеологических течений предлагали массу проектов, направленных на создание идеальных социально-политических условий. Массовое сознание характеризовалось высоким уровнем легитимности, доверия и возможностям политической демократии в улучшение организации жизни и в повышение уровня культуры (К. Юнг).

Число мыслителей, отрицательно оценивающих возможности общества, было гораздо меньшим (Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер). Они считали, что привычный европейский мир себя исчерпал, пытались определить контуры новой культуры, которая позволила бы разрешить те противоречия, которые накопились в культуре.

В 20 веке мыслители, положительно оценивающие состояние общества, связывают надежды на улучшение общественных условий с технотронными процессами и возможностями демократизации. Многие из них (Б. Фуллер, А. Виннер) считают, что непрерывный экономический рост будет способствовать объединению стран мира на взаимовыгодных условиях. Например, они считают, что военная угроза может усилить контроль над политическим антагонизмом; развитие технологии приведет к дельнейшему развитию мирового рынка, которое позволит снизить международную конфликтность; дефицит ресурсов может повлечь взаимодействие между странами и т.д.

Представители «пессимистических» направлений те же самые факты истолковывают отрицательно (Р. Гарриман, Д. Медоуз). Они считают, что национальные государства превратились в угрозу для существования мира в политических взаимоотношениях, но существовать подобная структура будет не долго. Такие проблемы, как нехватка ресурсов, межгосударственные конфликты, национально-этнические противоречия, военная и экологическая угрозы, будут обостряться что порождает целый ряд проблем в политическом сознании и практике. Мировые войны, революции и потрясения 20 века укрепляют подобные настроения.

Даже в самом развитом демократическом обществе эти реальные процессы и их взаимодействие на политическое сознание порождают такие явления, как всплески террористической идеологии, садистских и иных деструктивных явлений сознания. Расширение сектора сознания и изменение социально- политической жизни, приводящие к уменьшению политического ограничения и роста свободы, порождают массу новых явлений которые не сразу ассимилируются культурой. Человек попадает в ситуации аномии (Дюркгейм), в которой инновации еще не нормированы. Они порождают возможность ментальных и поведенческих отклонений негативного характера из-за неготовности людей и общества ассимилировать (усвоить) явления демократии, порождаемые свободой, которая не превратилась в факт культуры.


Другие публикации:

Неправительственные организации.
Что же касается гражданского общества как политического института, то исторически НПО компенсировали в стране недостаточность опыта демократического управления, слабость государственных институтов, характерные для переходного этапа, выну ...

Федерализм и «вертикаль» власти современной России
Один из основателей дихотомической модели «политика – администрация» американский политолог Вудро Вильсон в статье «Изучение механизма управления» утверждал: «Административное звено находится вне сферы политики как таковой. Вопросы управл ...

Чичерин Б.Н. Понятие свободы, основные ступени развития идеи свободы, их анализ.
Чичерин Б.Н. (1828-1904) – крупнейшая фигура в либеральной философской мысли второй половины века, представитель неогегельянской политико-правовой философии в ее либеральном варианте. Основные его работы: «Философия права» (1900г.) и пяти ...