Политические учения Древнего Востока. Политическая мысль Древней Индии
Страница 1

Политические публикации » Развитие политической мысли » Политические учения Древнего Востока. Политическая мысль Древней Индии

Важной особенностью политической идеологии Древней Индии было оправдание и обоснование системы варн. Варны представляли собой различные социальные группы свободных, неравных по своим правам, обязанностям и общественному положению. Уже в древних религиозных книгах индусов-ведах (возникновение вед относится ко II тысячелетию до н.э.) упоминаются четыре варны, на которые делились свободные:

1) варна брахманов-жрецов; 2) варна кшатриев-воинов; 3) варна вайшиев, состоявшая из основной массы общинников-земледельцев, ремесленников и торговцев; 4) варна шудр, в которую входила беднота, низведенная почти до положения рабов. Первые три варны были полноправными. К шудрам принадлежали бесправные бедняки.

Политическая мысль, направленная на защиту рабовладельческого строя, нашла отражение в религиозно-политической идеологии брахманизма. По идеологии брахманизма (сложившейся в первой половине I тысячелетия до н.э.) каждая варна должна следовать своему богоустановленному порядку ("дхарме"). При этом брахманизм исходил из того, что первые две варны являлись высшими- и потому обладали правом управлять государственными делами; варны должны были заниматься земледелием, торговлей, ремеслами, а у шудр есть только обязанности - со смирением обслуживать три высшие варны. В ведах формулируется идея о том, что никто не должен завидовать чужим успехам и богатству. Каждый должен довольствоваться своим положением и выполнять установленную для его варны дхарму. Таким образом, политический смысл идеологии брахманизма в том, чтобы духовно поработить угнетенные массы, привить угнетенным массам неверие в возможность освобождения от эксплуатации в земной жизни.

Важным памятником политической идеологии брахманизма являются "Законы Ману", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, государство, деспотическая царская власть. В "Законах" говорится, что бог создал из своих уст брахманов, из рук-кшатриев, из бедер - вайшиев, из ступней - шудр, сделав это во имя благосостояния мира. Такое объяснение происхождения варн ярко обнаруживает классовый смысл идеологии "Законов Ману", в которых немало говорится и о бесправном положении рабов.

В "Законах" проводится идея превосходства брахманов над всеми варнами. Брахман наделяется всякими привилегиями, он объявляется "владыкой Вселенной". Брахманы, согласно "Законам", пользуются усиленной уголовно-правовой зашитой. Лица, причиняющие обиды или вред брахману, должны нести жестокие наказания. Проводится идея непогрешимости брахмана, обслуживание которого - наилучшее занятие для шудр. "Законы" требуют солидарности двух высших варн-брахманов и кшатриев - с целью укрепления рабовладельческого строя. «Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире, и в ином».

Обожествлению царской власти в "Законах Ману" уделено большое внимание. Они требуют почитать царя как земное воплощение божества. "Царь был создан из частиц этих лучших богов . он великое божество с телом человека". Но царь во всем должен следовать советам брахманов, исполнять их волю. Это бог, но бог, обслуживающий высшую варну. В руках царя весь аппарат государственной власти, он руководит осуществлением внутренней и внешней политики, вершит суд и т. д. Смысл политической власти "Законы Ману" видят в охране привилегий высших варн, в защите существовавшего в то время строя.

В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. Трактат приписывается мудрому министру Каутилье, жившему в IV в. до н.э. Это собрание различных советов царю об управлении. Составитель "Артхашастры" говорит, что в основу трактата легли различные учебники политики, созданные прежними мыслителями. Таким образом, политический трактат опирался на богатые традиции древнеиндийской политической мысли. "Артхашастра" - произведение светской политической теории, рассматриваемой как практическая наука. Рассуждая о соотношении религиозно-морального закона "дхармы" и "земной пользы" ("артха"), автор утверждает, что "лишь земное полезное является главным", провозглашает первенствующими земные интересы.[1]

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Сущность внутриполитического конфликта
Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей. Политическая жизнь общества находит выражение во властных отношениях, направленных на защиту, закрепление и развитие дост ...

Сущность и основные элементы политической системы общества
Система - это определенное количество взаимосвязанных элементов, которые создают стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности, характерные именно этой общности. В окружающем мире существуют разнообразные системы, одно ...

Терроризм в Дагестане
На рубеже XX и XXI столетий Дагестану пришлось пережить немало испытаний и потрясений, связанных с экстремизмом и терроризмом. Волны кровопролитных конфликтов, прокатившиеся по Кавказу, трагические события в соседней Чеченской Республике, ...