Прокуратура РФ в системе разделения властей.
Страница 2

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Прокуратура РФ в системе разделения властей.

Статья 129 Конституции РФ, посвящённая прокуратуре, находится в конце главы 7 "Судебная власть". Однако органы прокуратуры не входят в судебную систему, установленную Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" и не являются ни судами, ни их структурными подразделениями. Правосудие осуществляется только судами, и лишь одна из функций прокуратуры связана с судебной властью. Не входит прокуратура и в единую систему исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ, и кроме того, существуют значительные функциональные различия между исполнительной властью и прокуратурой. Не является прокуратура и контрольно-надзорным органом законодательной власти, как это было до 1993 года (вообще, в период советской власти все государственные органы были подотчётны и подконтрольны Советам). Вообще, за всю историю своего существования прокуратура была и в подчинении императора, и при судах в качестве обвинительной власти, и в составе Министерства юстиции, и в ведении Верховного Совета, и даже в ведении Президента, и, что характерно, нигде не прижилась, а с принятием Конституции РФ в 1993 году и изменений к Закону РФ "О прокуратуре РФ" в 1995 году получила организационную и функциональную самостоятельность. Ю.И.Скуратов, определяя особое место прокуратуры в системе разделения властей, замечает: "Фундаментальные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие собой единую государственную власть и её разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. В российских условиях прокуратура и выполняет функции одного из элементов "системы сдержек и противовесов" в механизме разделения власти. Она устанавливает и принимает меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили"[26]. М.В.Баглай определяет органы прокуратуры как "органы государственной власти с особым статусом" (характерно, что нигде в законодательстве органы прокуратуры не определяются как "органы государственной власти", только как "государственные органы", хотя они и обладают государственно-властными полномочиями). В.Е.Чиркин относит прокуратуру к особой, контрольной власти[27]. Соглашаясь в принципе с таким подходом, должен отметить, что основная функция прокуратуры РФ - надзор, а не контроль (хотя эти понятия во многом синонимичны). Поэтому, на мой взгляд, "контрольную власть" применительно к России корректнее называть "контрольно-надзорной властью".

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Государство как главный институт политической системы
В широком смысле понятие «государство» употребляется для обозначения страны. В политической науке используется более узкое понятие государства как части страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами. При данном опр ...

Анализ определения предмета политической психологии
Дискуссионным остается и предмет политической психологии. По мнению А.Л. Андреева, «политическая психология интересуется тем, как люди оценивают те или иные политические явления, на что они обращают внимание, а чего не замечают или игнори ...

Лига исламского мира
Неправительственные общественно-религиозные исламские организации в основном находятся в Саудовской Аравии, поддерживают связи с исламскими группировками и организациями в других странах, принимают решения и организуют свою деятельность п ...