Особенности
партийно-политической системы Великобритании и основные характеристики
внутриполитической обстановки накануне парламентских выборов 1979 года.Страница 5
В опубликованной почти сразу же после поражения партии на выборах 1970 г. брошюре “Новая политика: социалистический поиск” Бенн пытался сконструировать более или менее цельную концепцию политической жизни страны, он выдвинул в этой брошюре ряд предложений, нацеленных на внедрение рабочего контроля и контроля персонала на предприятиях и фирмах, в государственных учреждениях и средствах массовой информации[30].
По мере обострения дебатов в лейбористской партии и перенесения центра тяжести на проблемы социально-экономические Бенн довольно быстро пришел к выводу о необходимости “большего равенства, нового, отличного от нынешнего и более справедливого распределения власти и богатства, доходов и ответственности”[31]. Именно по настоянию Бенна и его сторонников в лейбористскую программу 1973 г. было записано положение о необходимости осуществления “коренного и необратимого сдвига в распределении власти и богатства в пользу трудящихся и их семей”[32].
Существенное значение, однако, имела не сама по себе эта формула, выражавшая лишь в более оригинальной словесной упаковке идеи, традиционно отстаиваемые левым крылом, а конкретные положения и требования, которые были разработаны левым крылом в качестве средств и путей для ее реализации. Эти положения впервые были выдвинуты в ходе острых дебатов в Национальном исполнительном комитете и его подкомитетах в начале 70-х годов. Большая их часть затем под давлением левого крыла вошла в “Лейбористскую программу для Британии” 1973 г. и в ряд последующих программных документов. Один из ведущих участников этих дебатов, экономист Ст. Холланд, в опубликованных в 1975 г. книгах “Социалистический вызов” и “Стратегия социализма”[33] дал развернутую аргументацию выдвинутых в основном по его инициативе идей и предложений, которые продолжают оставаться наиболее адекватным выражением социально-экономических концепций современного левого лейборизма.
В качестве средства воздействия государства на крупные фирмы, остающиеся в частном секторе, Холланд предлагает создание системы “плановых соглашений”, в рамках которых должны определяться параметры их деятельности, координироваться их собственные планы с планами и программами правительства. Полномочным органом, призванным заключать от имени государства подобные соглашения и осуществлять контроль за их выполнением, должно выступать Национальное управление предприятиями. Этому органу вменяется также государственное субсидирование частного сектора, помощь фирмам, переживающим экономические трудности, и т. д.
Тот факт, что изложенные предложения, касающиеся экономической сферы, равно как и идеи Бенна о “политическом участии”, “экономической демократии”[34], были почти целиком включены в основополагающие документы лейбористской партии, безусловно, свидетельствовал о серьезном успехе левого крыла, о “перехвате” им инициативы в одной из важнейших сфер внутрипартийной жизни.
Перейдя в “контрнаступление” на идейно-политическом фронте, левые лейбористы с начала 70-х годов заняли более четкую линию и в плане борьбы за влияние внутри партии. При этом главная ставка делалась ими ни вытеснение с ключевых позиций представителей крайне правого крыла партии, ведущим деятелем которого выступал в тот период бывший министр финансов Рой Дженкинс. Воспользовавшись тем, что Дженкинс и его сторонники в парламенте (около 70 человек) оказались в явном меньшинстве в вопросе присоединения Великобритании к “Общему рынку”, левое крыло заметно потеснило эту группировку с занимаемых ею позиций в партийном руководство, а самому Дженкинсу даже пришлось подать в отставку со своего поста заместителя лидера партии.
Но лишь в первые два года пребывания у власти лейбористского правительства (1974—1975 гг.) оно предприняло ряд мер, шедших навстречу требованиям левого крыла: через парламент были проведены законы, восстановившие права профсоюзов и уравнявшие права женщин и мужчин на производстве, внесены законопроекты о национализации судостроения и авиастроения, повышены пенсии, осуществлены некоторые другие меры в области социального обслуживания отдельных групп населения. Все последующие годы внутренняя политика правительства практически целиком развивалась под знаком борьбы против инфляции, главным образом путем ограничения роста заработной платы, снижения запланированных ранее расходов на социальные нужды, а также введения определенных ограничений на рост цен.
Другие публикации:
С
Самоопределение -
1) осознание и определение субъектом своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.
Свобода -
степень автономии (самостоятельности) субъект ...
Человек политический как субъект политического творчества
Если исходить из гипотезы, что мир политической культуры - это символическая вселенная, то определение политического человека в терминах культуры возможно лишь как функциональное, а не субстанциональное. Главной характеристикой человека в ...
Государственное регулирование сети Интернет
Сегодня Интернет, как средство массовой коммуникации, достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с распро ...