М
Страница 1

Мажоритарная избирательная система

- система выборов в представительные органы государственной власти, основанная на получении полномочных мандатов в зависимости от достигнутого большинства голосов в избирательном округе.

В соответствии с принятым порядком определения результатов голосования избранными при М. и. с. считается кандидат (или список кандидатов от партии), получивший более 50% голосов избирателей (в странах с М. и. с. абсолютного большинства) или просто большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (в странах с М. и. с. относитель­ного большинства).

Применение М. и. с. не позволяет обеспечить представительство в органах власти всего разнообразия политических сил и течений государства, так как голоса, отданные за партии и движения, не получившие необходимого большинства, практически никак не учитываются. Как следствие крупные партии в условиях применения М. и. с. всегда получают пре­имущества, что искажает реальное соотношение политических сил в стране. Эти недостатки преодолеваются избирательной системой пропорционального представительства.

Маргинальность (маржинальность)

(от лат. margo - край) -социально-политическая категория, обозначающая промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными, группами, возникающая вследствие утраты им связи с органично присущей ему социокультурной средой. Маргинализация происходит в виде свободного выбора индивидом линии поведения, основанной: 1) на не приятии им общепринятых стандартов и господствующих норм общественной жизни (добровольная маргинализация - эскапизм); 2) стремлении уйти от действительности. Маргинализация может происходить и в виде отторжения обществом социальной общностью кого-либо из своих членов в связи с падением его жизненного уровня (бедность), впитывания им ценностей другой (не обязательно конфликтующей) социокультурной системы, выхода индивидом (или насильственным вытеснением его) за пределы законности. Маргинализация может проходить как на основе реального, так и вымышленного конфликта с генетически присущей личности социальной средой.

В настоящее время в состоянии М. находится весьма значительная и подчас активная часть человеческого общества этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей научной и художественной интеллигенции; неформалы. В зависимости от обстоятельств маргинальная личность может занимать различную позицию в обществе: от изгоя до лидера различного рода социально-политических движений. В основе этого лежит ряд характерных для маргинальной личности черт, а именно: девиация, эгоцентричность, чрезмерная чувствительность, невроз, пассивность или необузданная агрессивность, деморализация и т. п.

Современные проблемы М. связаны, прежде всего, с идеями отказа от стремления ассимиляции маргинальных социокультурных групп господствующими социальными общностями создания, сообществ на принципах единства через многообразие его составляющих. В то же время в число первоочередных стали выдвигаться и задачи создания прочной законодательно-правовой системы защиты общества от маргинальных структур человеконенавистнического, тоталитарного плана, основанных на идеях подавления личности и социального насилия.

Массовое сознание

- тип общественного сознания, выделяемый в его составе наряду с общечеловеческим и групповым сознанием и связанный с деятельностью особого рода социальных общностей - масс (классов, социальных групп и т. п.), отражающий условия их повседневной жизни, потребности и интересы. Оно включает распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства. Его характеризует пористость, разорванность, противоречивость, способность к быстрым и неожиданным изменениям, с одной стороны, и известное «окостенение» - с другой. По своему содержанию оно не совпадает с общественным сознанием в целом, значительно уже его. М. с. выражает общественное мнение, настроения и действия масс. Оно складывается под воздействием многих факторов: условий жизни, средств массовой информации, событий и процессов в обществе, идеологической ситуации и др. М. с. оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступает в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей, и эта роль постоянно возрастает по мере усиления роли масс в политической, экономической, культурной жизни стран и мира в целом.

Межнациональные отношения

- взаимодействие и взаимовлияние различных социально-этнических общностей и их представителей, в процессе чего между ними происходит обмен информацией; передача опыта, проявляется общественный характер деятельности, удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы н правила, регулирующие отношения между людьми различ­ных национальностей.

М. о. осуществляются, во-первых, на уровне взаимодействия между нациями, народностями в целом. Во-вторых, на уровне межличностных отношений между представителями разных национальностей. Отношения, осуществляемые на уровне взаимодействия наций, народностей, выступают чаще всего на институциональном уровне (через государственные и общественные органы). Институциональный уровень отношений предполагает выработку и закрепление в общественных институтах норм и правил общения, создание необходимых социально-экономических и духовных предпосылок для укрепления дружбы и взаимопонимания между народами.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Общественно политические течения конца 19 в
30-40-е гг. XIX в. — время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории "официальной народн ...

Основа власти
По мнению, М.Ю Алексеева одно из главных учений Макиавелли заключается в том, что он показал некоторые черты природы власти. А именно: власть - это сфера, где игра идет без каких-либо правил. То есть главное правило поведения в сфере влас ...

Наружная и уличная реклама
Использование наружной рекламы – один из самых распространенных способов доведения обращений кандидата до широкой публики. При этом под наружной рекламой понимается не только реклама, расположенная на улице, но и в общественных местах, на ...