П
Страница 6

Политический режим

- система методов осуществления политической власти в обществе, степень реализации демо­кратических прав и свобод личности, отношение государст­венной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

С точки зрения политической динамики (общего направ­ления политики) можно различать агрессивные, миролюбивые, нейтралистские, консервативные, либеральные и т. п. режимы. По формам реализации властных отношений поли­тические режимы могут быть: тоталитарные, авторитарные (жестко авторитарный, авторитарно-демократический, де­мократически-авторитарный), развернуто-демократические, анархо-демократические.

Политический режим выступает важнейшей функциональ­ной характеристикой политической системы общества.

Политический терроризм

- средство достижения полити­ческих целей путем совершения убийств, налетов, разбойных; нападений, похищений, диверсий и других актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, госу­дарственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны.

Субъектами П. т. могут выступать как политические партии радикального толка или спонтанно возникающие политиче­ские группировки и организации экстремистской направлен­ности, отрицающие или считающие недостаточной легальную политическую борьбу и делающие ставку на вооруженное насилие (например, «Красные бригады» и Италии), так и специальные органы государственной власти или созданные ими «самодеятельные» организации, предназначенные для физической расправы над противниками существующего ре­жима (например, утверждение фашизма в Германии).

В зависимости от объекта и целей проводимого террора обстановка в стране, подверженной ему, может быть надолго дестабилизирована или, наоборот, может создаваться приемлемо безопасное для существующей власти положение, когда реально способные ей противостоять оппозиционные струк­туры или полностью ликвидируются или обескровливаются настолько, что перестают представлять собой угрозу режиму. Во всех случаях в результате П. т. в обществе нагнетается атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, страха и безза­кония, что отрицательно влияет на политический климат и культуру общества, разрушает его интеграционные начала, способствует росту деструктивных настроений.

Мировое сообщество отрицает терроризм как средство достижения политических целей, однако он продолжает оста­ваться в арсенале политических сил и не может не учиты­ваться при анализе возможностей исхода политической борьбы в том или ином обществе.

П. т., перенесенный в сферу межгосударственных отно­шений и проводимый от лица государственных институтов, называют, как правило, государственным терроризмом.

Политическое давление -

принуждение, насилие над волей и убеждениями людей, одно из средств политической борьбы официальных властей с оппозицией или оппозиции с властью. Целью П. д. является достижение уступок, ограничение поли­тических притязаний, дискредитация и устранение политиче­ских противников. Для их реализации формируются группы давления. Средствами П. д. выступают критика, угроза, шан­таж, террор и др.

Политическое насилие -

идеологически обоснованная и материально обеспеченная деятельность классов, наций, со­циальных групп и реализующих их цели социальных инсти­тутов, направленная на применение средств принуждения с целью завоевания, удержания и использования государствен­ной власти, достижения политического господства в стране (мире), управления социальными процессами в своих инте­ресах. П. н. имеет структуру: субъект, объект и средства. Субъектом П. н. могут являться нации, классы, социальные слои, обладающие необходимой политической силой и спе­циально создаваемые ими институты насилия, реализующие их цели (органы государственной власти, армии, суды, партии и т. п.). Объектом П. н. выступают оппозиционные (противо­положные) субъекту нации, классы, социальные группы и т. п. Средства П. н. в современных условиях: материальные (оружие, специальное снаряжение и т. п.); правовые (законы, инструкции, предписания, международные договоры и т. п.); идеологические (идеи, теории, взгляды, нравственные и рели­гиозные предписания и т. п.); экономические (лишение соб­ственности на средства производства, санкции и т. п.) и др. Цели П. н. каждый раз определяются субъектами, исходя из конкретных исторических условий, системы международных, и внутригосударственных отношений, сил и средств, которыми они располагают. Результатом П. н. является подавление воли объекта, принуждение его к действиям в необходимом для субъекта направлении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие публикации:

Концепция Рудольфа Челлена
Идеи немецкого географа развил его последователь шведский политолог Рудольф Челлен. В своей главной работе «Государство как форма жизни», опираясь на методологию Ратцеля, он сформулировал «органическую теорию» государства. Подобно другим ...

Государственное регулирование сети Интернет
Сегодня Интернет, как средство массовой коммуникации, достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с распро ...

Политика взаимоотношения государства и рынка
Однако в отличие от традиционного подхода, основанного на анализе степени участия государства в регулировании рыночных процессов, осознание обоюдного влияния сторон - конституирования государством рынка и участия рынка в формулировании по ...