П
Страница 9

Префект

(от лат. praefectus - начальник) - 1) в Древнем Риме -административная судебная или военная должность, а также лицо, ее исполняющее; 2) во Франции и других стра­нах - высший правительственный чиновник в департаменте или в иной крупной административно-территориальной едини­це; 3) начальник городской полиции в некоторых странах.

Провокация (политическая, военная) -

способ достижения определенных политических целей путем организации тех или иных акций против противоположной стороны для вызова выгодных ответных мер (в том числе иррациональных реше­ний) и использование наступающих последствий для оправ­дания своих дальнейших действий. Выполняет ряд функций: предлога (для сокрытия истинного виновника наступающих событий); оправдания превентивных действий; дестабилиза­ции внутренней или внешнеполитической обстановки; дискре­дитации государств, партий, общественно-политических дви­жений, их лидеров; дезинформации и т. п.

Отличительными особенностями всякой П. (по сравнению с инцидентом, недоразумением) являются: а) наличие у субъекта П. конкретной целевой установки на проведение провокационной акции; б) целенаправленная подготовитель­ная или подстрекательская деятельность; в) наличие соот­ветствующим образом организованного аппарата, предназна­ченного для осуществления подобных акций.

По используемым средствам и способам осуществления П. классифицируются: на террористические акты; односторонние нарушения международных договоров; подстрекательские заявления и дезинформацию; комбинированные разведыва­тельные и диверсионные акции; массовые политические кам­пании; военные провокации и др.

Наиболее опасным видом П. являются военные провока­ции, так как всегда ведут, как правило, к эскалации насилия и происходят с применением вооруженной силы. К ним отно­сятся: перемещение войск и сил флота у границ суверенных государств; оказание помощи агрессивно настроенным против третьих стран режимам; создание образцов вооружений, дестабилизирующих ситуацию; собственно вооруженные провокации (нарушение воздушного пространства и территориальных вод, засылка на территорию другого государства бандформирований и специальных подразделений, обстрел кораблей, самолетов противостоящей стороны и пр.).

По масштабу используемых сил и характеру последст­вий П. подразделяются: на провокации локальные, региональные, глобальные.

Прогнозирование политическое -

специальное научное ис­следование конкретных политических процессов, явлений, событий, в результате которых из одних уже известных све­дений о прошлом и настоящем получают представления о возможных состояниях прогнозируемого объекта. Объектом П. п. выступают внутренняя и внешняя политика, а предме­том - познание возможных состоянии политических явлений и процессов. В П. п. выделяются теоретико-познавательная и управленческая (связанная с возможностью принятия решения) стороны. В связи с этим различают поисковый (опреде­ление возможных состояний того или иного политического явления) и нормативный (выяснение путей и сроков достиже­ния возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей) типы прогноза. Существуют оперативные среднесрочные и долгосрочные (перспективные) про­гнозы в политике. Основными этапами П. п. являются: опре­деление предпрогнозной ситуации (программы исследования); создание исходной (базовой) модели прогнозируемого объек­та методом системного анализа; сбор данных прогнозного фона; построение динамических рядов показателей будущих, прогнозных моделей; вычленение серии предварительных поисковых моделей; построение серии предварительных нор­мативных моделей прогнозируемого объекта; оценка досто­верности и точности прогнозирования; выработка рекоменда­ций для решений; разбор (экспертиза) подготовленного прогноза; вновь предпрогнозная ориентация. П. п. находится в тесной взаимосвязи с другими видами прогнозирования (экономическим, социальным и др.). Предполагает широкое использование достижений политической науки, современных методик, вычислительной техники.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Другие публикации:

Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, ...

Движущие силы социального прогресса
Главная производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. В.И.Ленин (1) Суть любого процесса действительности это развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс развития человеческого общества э ...

Региональная исполнительная власть.
Система органов исполнительной власти субъекта РФ устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государст ...