Вооруженные конфликты в Югославии и Ираке, их некоторые последствия
Страница 1

Политические публикации » Вооруженные конфликты в Югославии и Ираке, их некоторые последствия

Современные международные отношения характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн, инициаторами которых чаще всего выступают Соединенные Штаты Америки и их союзники по блоку НАТО. При этом в качестве объектов нападения выбираются государства, в которых политика руководства не устраивает США и наиболее ярко выражены внутриполитические противостояния. Таковыми объектами выступают также страны, имеющие большие запасы стратегически важных ресурсов и относительно слабые вооруженные силы.

Актуальность рассматриваемой темы достаточно велика вследствие того, что последствия применения военной силы НАТО в целях урегулирования югославского и иракского кризисов не исключают дальнейшее развитие событий уже за пределами территорий, на которых проводились боевые действия. Интерес представляет тот факт, что военно-политические предпосылки конфликтов в Югославии (1999 г.) и Ираке (2003 г.) носят схожий характер. Более того, протекание рассматриваемых конфликтов имеют прикладной характер для политического руководства любого государства.

Возникновение и развитие конфликта в Югославии является производной от этноисторических, политических и экономических составляющих, которые в основном и определили особенности его протекания.

Так, из-за неспособности политических властей многонационального федеративного государства СФРЮ обеспечить фактическое национальное равноправие и снизить возникшие на этой почве противоречия привели к тому, что представители разных этнических и религиозных групп не смогли сосуществовать мирно. В результате в начале 90-х годов союзная Югославия распалась на отдельные государства. Сегодня две трети населения современной Югославии (бывшей Сербии и Черногории) состоит из сербов и черногорцев. Исключение представляет провинция Косово, расположенная на границе с Албанией. Ее населяют в основном люди албанского происхождения.

Прошедший несколько стадий развития межнациональный конфликт в югославской провинции Косово достиг апогея к концу 90-х годов. Неоднократные попытки мирного урегулирования сложившейся критической ситуации со стороны мирового сообщества не решили назревшую национальную проблему. Целый ряд стратегических военно-политических замыслов США побудили военный блок НАТО к силовому вмешательству в разрешение югославского кризиса.

Анализ фактического материала позволяет обобщить основные политические цели командования НАТО, развернувшего боевые действия в ходе реализации операции «Союзническая сила»:

· продемонстрировать всему миру решимость НАТО любой ценой добиться решения югославской проблемы на своих условиях;

· вынудить С.Милошевича прекратить якобы имеющее место физическое уничтожение албанского мирного населения в Косово;

· существенно подорвать военно-экономический потенциал СРЮ;

· полная утрата сербами Косово;

· неизбежное падение режима С.Милошевича с дестабилизацией общего положения в СРЮ и последующим установлением проамериканского порядка;

· создание в Юго-Восточной Европе зоны полного натовского контроля, т.е. сформировать на новой территории очередной плацдарм своего военного присутствия в Европе.

Необходимо отметить, что на протяжении всей операции также ставились цели по отработке ведения полномасштабных информационных войн нового уровня с гарантированным захватом информационного превосходства над противником. В результате на территории побежденной страны установлен проамериканский политический режим, отработана технология развязывания военных конфликтов с последующим их урегулированием путем проведения локальных войн нового поколения.

Опыт ведения локальных войн, приобретённый США и странами НАТО в Югославии в 1999 году, был в полной мере реализован и в иракской кампании 2003 года. Следует отметить, что к 2003 году США стали обладать достаточным военно-политическим и экономическим потенциалами для осуществления своих «глобальных инициатив» в области внешней политики без согласования с ООН.

Очевидна и цель выбора Ирака как объекта для нападения ― это стремление США получить контроль над одним из крупнейших в мире нефтеносных районов, где добывается 10 % и содержится до 60 % разведанных мировых запасов нефти. Определив иракский вектор своей внешней политики основным на ближайшую перспективу, Вашингтон предусматривал решить ряд политических задач:

· свергнуть режим С. Хусейна и привести к власти в Ираке лояльные по отношению к США и их союзникам политические силы, превратить Ирак в свой форпост на Ближнем Востоке;

· разрушить военно-экономический и военно-технический потенциал Ирака, разгромить его вооруженные силы и тем самым не допустить превращения его в сильного регионального лидера арабского мира, способного создать собственное оружие массового поражения;

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Форма государства Япония. Форма правления в Японии
Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высше ...

Иные политические процессы в политической системе общества
Если революция и реформа нацелены на целостное, в конечном счете, преобразование политической системы, к тому же охватывающей не отдельную область, регион, но всю страну, нацию, то такой часто встречающийся политический процесс, как восст ...

Признаки авторитарного политического режима
Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведен ...