Полномочия, обязанности и ответственность президентаСтраница 1
Полномочие, представленные конституциями президентам, весьма обширны. Прежде всего, президент является представителем государства вовне и внутри страны. В качестве первого он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, заключает международные договоры, в ряде стран ратифицирует международные соглашения. Как представитель государства внутри страны он выступает с согласительными процедурами при разногласиях некоторых государственных органов, субъектов федерации (в условиях федеративного государства), от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания и т.д.
Президент обладает полномочиями, относящимися к деятельности органов законодательной власти. Он назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, он может досрочно распустить парламент с обязательным назначением новых выборов (в предусмотренных конституциями случаях), он санкционирует и промульгирует законы, обладает правом вето – возвращение закона на второе рассмотрение парламента. Как правило, президент имеет право законодательной инициативы (в США – не имеет), вправе обращаться с посланием к парламенту, которые, однако, не подлежат обсуждению.
У президента обширные полномочия по формированию других высших органов государства и назначению высших должностных лиц. Юридически правительство даже в парламентской республике назначает президент – он создает соответствующий акт.
Президент во многих странах назначает судей, формирует полностью или частично органы конституционного контроля, представляет парламенту кандидатуры для назначения высших должностных лиц – генерального прокурора, членов счетной палаты и т.д.
Уже говорилось о нормотворческой деятельности президента. Он издает нормативные и ненормативные акты, в том числе имеющие силу закона. Нормативные акты издаются на основе делегирования полномочий парламентом правительству (подписывает их президент) и на базе предусмотренной конституциями регламентарной власти.
В парламентской республике акты президента действительны только при контрасигнатуре. В президентской республике, где существует жесткое разделение властей, президент издает только «исполнительные приказы», но на деле они могут иметь силу закона.
В принципе акты президента являются подзаконными, они недействительны при противоречии закону, в парламентской республике предусмотрен контроль парламента, но в практике почти во всех постсоциалистических государствах в настоящее время эти акты имеют доминирующее значение.
В области урегулирования чрезвычайных ситуаций президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадочное положение, вводить президентское правление в субъектах федерации (Индия), осуществлять федеральную интервенцию (Бразилия). В Индии он делает это только по решению кабинета.
Президент всегда по конституции является главнокомандующим, он отвечает за безопасность государства, как гарант его целостности. При нем обычно создается Совет безопасности или другой аналогичный орган. На практике выполнение этих полномочий опять-таки зависит от формы правления, да и от личных качеств президента. Находившиеся у власти в некоторых странах (Аргентина, Филиппины и др.) и находящиеся сейчас женщины – президенты (Исландия, Ирландия, Шри-Ланка) в сфере военного главнокомандования больше полагаются на специалистов – советников.
Другие публикации:
Роль политики в жизни современных обществ
Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права, тр ...
Понятие политического процесса
Как известно, система - это совокупность элементов, целостность, состоящая из частей, находящихся во взаимодействии, взаимозависимости. Политическая система, выражает целостность политики, характер взаимосвязи ее элементов, позволяющий ей ...
История возникновения конфликта
Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на тер ...