Полномочия, обязанности и ответственность президента
Страница 2

Политические публикации » Институт президентства в современном мире » Полномочия, обязанности и ответственность президента

В сфере регулирования правового статуса личности дополнительно к тем полномочиям, о которых уже говорилось, президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, предоставлять помилование осужденным преступникам, смягчать наказание.

В ряде стран у президентов есть и иные полномочия. В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия, в том числе и в связи с выполнением служебных обязанностей. Как правило, такая конституционная ответственность имеет особый характер. Обычно президент отвечает за умышленные нарушения конституции и законов, за государственную измену, причинение ущерба государственной независимости, взяточничество, совершение других тяжких преступлений (иногда – только за государственную измену).

Во многих странах такая ответственность имеет форму американского импичмента: обвинение президенту формирует и принимает нижняя палата, а решение об отрешении от должности принимает сенат (в новейших конституциях в этом процессе участвует также верховный и конституционный суд в качестве инстанции, проверяющих правильность обвинения и соблюдения процедуры). В некоторых странах парламент только принимает обвинительное заключение, а судит президента особый суд (Франция, Польша). В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства и другие большинством в 2/3 голосов всего состава. В Турции при обвинении президента в измене решение может быть принято только 3/4 голосов парламентариев, 3/4 голосов требуется для отрешения президента от должности в Казахстане, в Армении – 2/3 парламента при соответствующем заключении конституционного суда, в Молдове аналогичное решение должно быть вынесено на референдум избирателей. В Мадагаскаре, по конституции 1992 г., отрешение осуществляется не парламентом, а конституционным судом, но в соответствии с решением, принятым большинством 2/3 парламента. В Азербайджане отстранение президента от должности осуществляется парламентом (требуется 95 голосов из 125 членов парламента) при совершении тяжких преступлений, но с обязательным участием в этом процессе верховного и конституционного судов. В Австрии президент может быть отозван со своего поста избирателями.

Все указанные выше процедуры означают только отрешение президента от должности. В дальнейшем, если это случиться, его будет судить уже суд как обычного гражданина.

В 90-х годах было несколько случаев импичмента президента (Бразилия, Венесуэла и др). Дважды было проведено смещение президента путем референдума избирателей в Азербайджане. Был отстранен от должности президент Грузии, смещен парламентом президент Мордовии – субъекта федерации в составе России с одновременной ликвидацией самой должности президента в Мордовии.

Известный советский исследователь зарубежного конституционного (государственного) права А.А. Мишин высказывал в своем учебнике о том, что «с точки зрения до конца понятого и последовательного буржуазного демократизма институт главы государства не имеет никаких разумных оснований для своего существования», и в доказательство приводил, в частности, пример Швейцарии, где функции главы государства выполняет правительство. Действительно, есть и другие примеры совмещения в компетенции какого-либо государственного органа функций главы государства с иными функциями, но это все же исключения из правила. А правило заключается в том, что в системе государственных органов предусматривается специальный орган, на который возлагается высшее представительство государства вовне и внутри страны. Этим органом и является глава государства.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

«Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
Десятилетие пребывания Н.С.Хрущева у власти постоянно находится в поле зрения исследователей истории советского общества. Ведь существование системы, где главной скрепляющей силой, являлся сам Сталин, не могло оставаться неизменным без не ...

Прокуратура РФ в системе разделения властей.
Согласно статье 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Конституция не определяет функции и полномочия прокуратуры РФ и сод ...

Проблемы России в постсоветских странах
Длительный срок, минувший после разрушения СССР, позволяет судить об устойчивых общих тенденциях в политике постсоветских государств в отношении русской диаспоры, оказавшейся на их территории. Практически во всех бывших союзных советских ...