Полномочия, обязанности и ответственность президента
Страница 3

Политические публикации » Институт президентства в современном мире » Полномочия, обязанности и ответственность президента

Глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства).

В целом создание парламентской, президентской и полупрезидентской республики имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным собраниям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. Во первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентской республике. Происходит смещение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства – часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

В третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер – министра.

Страницы: 1 2 3 


Другие публикации:

Джамаат Шариат
Джамаат Шариат — подпольное объединение, созданное на территории Дагестана в начале 2000-х гг. Несёт ответственность за многочисленные нападения на сотрудников местных правоохранительных органов, спецслужб, военнослужащих, высокопоставлен ...

Законодательная и исполнительная власть земель
Так как Австрия является федеративной республикой, то земли, входящие в её состав, обладают определенной долей самостоятельности и правом местного самоуправления. Конституция устанавливает для всех земель общие единообразные правила, в ра ...

Анализ политической науки
В ХІХ веке большинство социальных исследователей эксплицитно или имплицитно выбирали Государство, как базовый объект для своего изучения. Экономисты говорили о политэкономии, исследователи политики - о нации - государстве, социологи - об ...