Местное самоуправление
Страница 1

Как уже говорилось, в стране существует двухзвенная иерархическая система территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.

Граждане Японии избирают сроком на четыре года органы самоуправления политико-территориальных единиц - губернаторов префектур, мэров городов, старост общин, а также префектуральные, городские и общинные собрания, состоящие как из профессиональных, так и неосвобожденных депутатов. Последние осуществляют свою депутатскую деятельность, не оставляя своих основных занятий. Избираются также некоторые другие местные должностные лица, определенные законом.

Согласно ст.94 Конституции местные органы публичной власти имеют право управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять административное управление, издавая в пределах закона свои постановления. В таких постановлениях они могут не только устанавливать определенные правила поведения, обязательные в пределах соответствующей территории, но и предусматривать различные виды наказания за их нарушение, в том числе и уголовные. Помимо этих так называемых собственных полномочий центральные ведомства вправе делегировать местному самоуправлению осуществление некоторых государственных дел. Таким образом, органы местного самоуправления обладают как собственной компетенцией, так и делегированными полномочиями.

Установленные Конституцией общие положения о компетенции органов местного самоуправления в дальнейшем были конкретизированы и сформулированы в виде полномочий по конкретным направлениям и сферам деятельности. В частности, собственную компетенцию органов местного самоуправления составляют: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения и иных лиц, временно находящихся на данной территории, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, устройство и управление школами, больницами и многое другое.

В отличие от парламентариев депутаты представительных органов местного самоуправления иммунитетом не обладают. Депутаты-профессионалы получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел, в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления.

Особое внимание в Японии уделяется обмену опытом, взаимным посещениям официальных представителей органов местного самоуправления аналогичных органов других населенных пунктов или префектур. На указанные цели специально предусматривается выделение финансовых средств из местного бюджета. В частности, на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы депутаты получают ежегодные доплаты в размере 380 тыс. иен (около 4,7 тыс. долл.).

Местные собрания работают в сессионном порядке. Ежегодно созываются четыре сессии. На весенней сессии утверждается местный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия обычно длится 20-28 дней). На осенней сессии заслушивается отчет губернатора, мэра, старосты по итогам минувшего финансового года и об исполнении местного бюджета.

Для подготовки целого ряда документов, экспертных заключений, проверок и выполнения других функций по обеспечению работы представительных собраний местного самоуправления создаются вспомогательные органы, прежде всего небольшие секретариаты.

Руководство исполнением общегосударственных и местных законов, а также аппаратами местных чиновников осуществляют губернаторы префектур и мэры городов, имеющие двойной правовой статус. С одной стороны, будучи избранными местным населением, они осуществляют местную исполнительную власть конкретной политико-административной единицы. С другой стороны, они рассматриваются и как органы государства, так как ряд функций государственного управления им делегирован центральными ведомствами.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Стиль управления
Стиль работы Ю. Лужкова всегда нацелен на создание крепкого коллектива, команды, которой по плечу решать важные экономические и социальные задачи. Ю. Лужков всегда старается собирать команду единомышленников. Конечно, это разные люди, но ...

Социокультурная идентичность и политическая позиция
В своей политической позиции человек никогда не бывает ограничен лишь рамками социокультурной идентичности. Амплитуда альтернативных возможностей политического самоопределения достаточно широка. Современная политическая психология обозна ...

Гражданское общество
Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «н ...