Местное самоуправление
Страница 2

В отличие от многих других демократических государств в Японии в течение длительного периода времени не было четко отлаженных отношений между центральным правительством и местными властями. Последние имели свою компетенцию в пределах, предусмотренных местной автономией, и центральные органы власти не имели возможности эффективно влиять на местные дела и через координацию и другие рычаги воздействия проводить государственную политику в масштабах всего государства. В частности, в Японии долгое время не было государственных органов, подобных по своему правовому статусу префектам Франции и представляющих государство на местном уровне. Придание губернаторам и мэрам двойного статуса позволило решить эту проблему.

Местная администрация имеет достаточно сложную структуру, особенно на префектуральном уровне. В префектуре губернатор с согласия префектурального собрания назначает вице-губернатора. Мэр города также с согласия городского собрания назначает себе заместителя. Кроме того, у губернатора и мэра имеются и функциональные помощники, например, главный казначей в префектуре и казначей в городах, поселках и общинах. В небольших поселках и общинах его обязанности обычно возлагаются на помощника старосты.

Помимо указанных должностных лиц в администрации префектур имеются структурные подразделения: департаменты, отделы. Так, в столичной префектуре создано 10 департаментов, на Хоккайдо - 9 отделов. Численность отделов остальных префектуральных администраций зависит от численности населения. В префектурах с населением свыше 2,5 млн. человек учреждается 8 отделов, с населением от 1 до 2,5 млн. - 6 отделов, с населением до 1 млн. - 4 отдела.

Наиболее типичны в администрациях префектур с населением свыше 2,5 млн. жителей отделы:

1) общих дел, занимающийся кадрами, общими вопросами функционирования префектурального собрания и префектуры, бюджетом, налогами и прочими финансовыми вопросами, а также вопросами, касающимися единиц местного самоуправления, статистики и информации;

2) народной жизни, занимающийся социальным благосостоянием и социальным обеспечением;

3) здравоохранения, ведающий страховыми центрами и страховой медициной;

4) торговли и промышленности, занимающийся распределением ресурсов и регулированием цен;

5) сельского и лесного хозяйства, в чьей компетенции регулирование земельных отношений, освоение земель и переселение, а также распределение сельскохозяйственной продукции;

6) труда, ведающий трудовыми вопросами, включая вопросы профсоюзов;

7) инженерный, занимающийся дорогами, городским планированием, портовыми и другими инженерными сооружениями;

8) строительный, занимающийся вопросами жилищного и иного строительства.

Глава местной администрации имеет целый ряд прав в различных сферах местного самоуправления. В законодательной сфере он созывает местное собрание на очередные и внеочередные сессии, имеет право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (в этом случае он обязан назначить дату новых выборов).

В исполнительной сфере он руководит аппаратом местной администрации и исполнением местных решений и общегосударственных законов и актов центральной исполнительной власти. Именно в ходе осуществления полномочий в этой сфере в максимальной степени проявляется двойное назначение главы местной исполнительной власти. Списки порученных полномочий, включенные в качестве приложений в Закон о местном самоуправлении, достаточно внушительны. В них все четко расписано. В частности, губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных городов - 28, главы других городов и поселков - 51 вопроса.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Суды общей юрисдикции рассматривают в установленном порядке гражданские, административные, уголовные и иные дела. Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют Верховный Суд РФ, суды среднего звена (верховные суды республик, краев ...

Принципы выборов
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каж ...

З
Забастовка - одно из основных социально-экономических прав человека, средство борьбы трудящихся за удовлетворение своих социально-экономических или политических требо­ваний, заключающееся в целенаправленно организованном коллективном пре ...