Демократия и экстремизм в ЕгиптеСтраница 7
В заключение необходимо отметить, что несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в стране и не менее сложное внешнеполитическое положение в регионе, процесс демократизации в Египте идет, хотя, естественно, может оцениваться неоднозначно. В то же время исламистское движение (за исключением, конечно, его экстремистского крыла), существующее в той или иной форме практически в каждой арабской стране, является закономерным результатом развития мусульманского общества. В определенной степени его можно определить, пользуясь понятийным аппаратом А.Тойнби, своеобразным ответом исламской цивилизации на вызовы современного мира, в частности, глобализации. Тем не менее исламизм не является препятствием на пути демократизации. Более того, как показывает опыт Египта и других арабских стран, в частности Алжира, умеренный исламизм, являясь, в том числе, элементом национальной самоидентификации, может адекватно интегрироваться в демократическую государственно-политическую систему и не противоречить современным тенденциям демократического развития. В то же время необходимо иметь в виду, что поспешный и не подготовленный во всех отношениях переход к широкой демократизации может иметь непредсказуемые, а иногда и трагические результаты, о чем свидетельствует недавний исторический опыт Алжира. Кроме того, вряд ли существует универсальная для всех обществ модель демократии. Демократическое устройство всегда должно соответствовать специфике исторического развития, традициям, национальной психологии и менталитету, а также уровню развития гражданского общества. В арабо-мусульманском мире, в том числе в Египте, ислам в силу специфики своего исторического развития является не только религией, но образом жизни. Во многом мусульманские традиции служат регулятором как в повседневной жизни, так и в общественно-политической практике, в которых вполне определенно развита идея «исламской социальной справедливости», предполагающей превалирование интересов общества (уммы) над интересами личности. Наряду с этим ислам для многих мусульман представляет собой также основу национальной и цивилизационной самоидентификации. Таким образом, совершенно закономерно, что форма демократии в мусульманском обществе будет отличаться от ее модели в западном обществе с рациональной протестантской этикой, культом индивидуализма и в то же время развитыми институтами гражданского общества. Каждая страна и народ вправе строить собственную государственно-политическую систему с учетом своего исторического опыта и традиций. При этом, безусловно, должна соблюдаться историческая преемственность, предполагающая цивилизованное сохранение и использование всего позитивного, что было создано предыдущими поколениями.
Другие публикации:
Вывод
Подводя итог можно сказать, что период времени прошедший с момента революции Тюльпанов в марте 2005 года по настоящий момент характерен:
· Продолжающимся негативным социально-экономическим развитием Кыргызстана.
· Усилением традиционали ...
Принципы деятельности, цели и задачи Африканского
Союза
Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Аф ...
Место политики в жизни современных обществ
Политика – сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния полити ...