Демократия и экстремизм в ЕгиптеСтраница 7
В заключение необходимо отметить, что несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в стране и не менее сложное внешнеполитическое положение в регионе, процесс демократизации в Египте идет, хотя, естественно, может оцениваться неоднозначно. В то же время исламистское движение (за исключением, конечно, его экстремистского крыла), существующее в той или иной форме практически в каждой арабской стране, является закономерным результатом развития мусульманского общества. В определенной степени его можно определить, пользуясь понятийным аппаратом А.Тойнби, своеобразным ответом исламской цивилизации на вызовы современного мира, в частности, глобализации. Тем не менее исламизм не является препятствием на пути демократизации. Более того, как показывает опыт Египта и других арабских стран, в частности Алжира, умеренный исламизм, являясь, в том числе, элементом национальной самоидентификации, может адекватно интегрироваться в демократическую государственно-политическую систему и не противоречить современным тенденциям демократического развития. В то же время необходимо иметь в виду, что поспешный и не подготовленный во всех отношениях переход к широкой демократизации может иметь непредсказуемые, а иногда и трагические результаты, о чем свидетельствует недавний исторический опыт Алжира. Кроме того, вряд ли существует универсальная для всех обществ модель демократии. Демократическое устройство всегда должно соответствовать специфике исторического развития, традициям, национальной психологии и менталитету, а также уровню развития гражданского общества. В арабо-мусульманском мире, в том числе в Египте, ислам в силу специфики своего исторического развития является не только религией, но образом жизни. Во многом мусульманские традиции служат регулятором как в повседневной жизни, так и в общественно-политической практике, в которых вполне определенно развита идея «исламской социальной справедливости», предполагающей превалирование интересов общества (уммы) над интересами личности. Наряду с этим ислам для многих мусульман представляет собой также основу национальной и цивилизационной самоидентификации. Таким образом, совершенно закономерно, что форма демократии в мусульманском обществе будет отличаться от ее модели в западном обществе с рациональной протестантской этикой, культом индивидуализма и в то же время развитыми институтами гражданского общества. Каждая страна и народ вправе строить собственную государственно-политическую систему с учетом своего исторического опыта и традиций. При этом, безусловно, должна соблюдаться историческая преемственность, предполагающая цивилизованное сохранение и использование всего позитивного, что было создано предыдущими поколениями.
Другие публикации:
Проблемы современного политического сознания
Развитие демократической политики, которая так или иначе выражается в формах плюралистического или постмодернистского сознания, нельзя считать однозначным. Усложнение мировоззрения углубление в психологию, которое человека показывает не т ...
Место политической науки в системе социальных и гуманитарных
наук
Мир политического переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами. Поэтому не случайно, что на его изучение претендуют и другие социально-гуманитарные дисциплины. Политологам приходится постоянно соперничать ...
Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии
В середине XIX в. французским ученым и общественным деятелем Алексисом де Токвилем (1805-1859) был сформулирован «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». То ...