Демократия и экстремизм в Египте
Страница 4

Политические публикации » Демократия и экстремизм в Египте

Необходимо подчеркнуть, что после успеха на парламентских выборах и получения 20% депутатских мест «Братья-мусульмане» становятся главной политической оппозицией правящей Национально-демократической партии. Лозунгом ассоциации остается: «Ислам есть решение». Такой же лозунг провозглашало другое влиятельное и массовое исламистское движение в Алжире – Исламский фронт спасения (ИФС) в начале 90-х годов ХХ века. С этим лозунгом ИФС победил на выборах в 1991 г. и только вмешательство армии предотвратило легитимный приход к власти исламистов и провозглашение исламской республики в Алжире. В то же время прерывание выборного процесса военными спровоцировало в Алжире многолетнее вооруженное противостояние властей с радикальными исламистами, стоившее стране более 100 тыс. жизней.

Обстановка в Египте в начале ХХI века в какой-то степени напоминает обстановку в Алжире в конце 80-х – начале 90-х годов. И в Алжире, и в Египте она характеризовалась, с одной стороны, социально-экономическим кризисом, с другой стороны, – попыткой властей осуществить демократизацию общественно-политической жизни, а также усилением влияния исламистов. Тем не менее такое сходство является, конечно, условным. Современное внутриполитическое положение в Египте значительно отличается от ситуации в Алжире в начале 90-х годов, когда алжирские исламисты во главе с ИФС одержали триумфальную победу на выборах. В Алжире в тот период ИФС практически монопольно использовал исламскую тему, т.е. тезис о необходимости развития страны по исламскому пути, наиболее соответствующему, по мнению исламистов, алжирским историческим традициям и мусульманским ценностным ориентирам, о которых говорили наиболее влиятельные и известные алжирские улемы. Причем эти улемы находились в оппозиции к власти и являлись либо членами ИФС, либо их взгляды были созвучны доктринальным установкам ИФС. Наряду с этим в Алжире в начале 90-х годов после отказа его руководства от курса на «социалистическую ориентацию» образовался своеобразный идеологический вакуум, а после принятия новой конституции, разрешавшей создание политических партий, сложилась демократическая обстановка. Такой ситуацией пользовались исламисты, которые наряду с другими политическими силами могли свободно распространять свои пропагандистские материалы, иметь свои печатные органы, им был открыт доступ к общенациональным СМИ, в т.ч. на телевидение. К тому же руководство Алжира в тот период (в частности, президент Шадли Бенджедид) склонялось к компромиссу и даже к некоему альянсу с исламистами. Такая позиция Бенджедида объяснялась тем, что он пытался использовать ИФС, с одной стороны, для минимизации влияния на государственно-политическую жизнь армейской верхушки, которая по традиции играла доминирующую роль в стране, с другой стороны, для нейтрализации ортодоксального крыла партии Фронт национального освобождения (ФНО), которая сопротивлялась курсу Бенджедида, направленному на экономические и политические реформы.

В современном Египте внутриполитическая ситуация совершенно иная. Во-первых, еще с конца 60-х годов ХХ в. в результате принятия ряда законодательных актов президент Египта является одновременно главой Высшего совета «Аль-Азхара» (старейшего и известнейшего мусульманского университета), а также главой «Высшего совета улемов». Таким образом, если юридически президент не обладает верховными религиозными полномочиями, то фактически он является не только светским, но и духовным руководителем страны. В результате египетская исламистская оппозиция в лице «Братьев-мусульман» не может рассчитывать на поддержку известных и влиятельных египетских улемов, в т.ч. из «Аль-Азхара», так как они подотчетны своему духовному главе, т.е. президенту, и традиционно лояльны власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Мусульманская диаспора в России и ситуация в Чеченской республике
На протяжении 90-х годов проблемы мусульманских государств бывшего соцлагеря (Карабах, Босния, Таджикистан), стали в исламском мире одним из неотъемлемых элементов международной исламской солидарности. Стремительный рост ислама в мусульма ...

Уполномоченные по правам человека (омбудсманы).
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и ...

НАФТА - первый межамериканский интеграционный эксперимент
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — это соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994. Предпосылки ...