Демократия и экстремизм в Египте
Страница 3

Политические публикации » Демократия и экстремизм в Египте

В плане гуманитарного развития Египет также является аутсайдером среди стран региона. Согласно отчету о гуманитарном развитии, опубликованному 7 сентября 2005 г. международной организацией PNUD (Programme des Nations unies pour le developpement – Программа ООН по развитию), Египет занимает 119-е место в области гуманитарного развития (из общего числа стран – 177). Тунис соответственно стоит на 89-м месте и Алжир – на 103-м. Экономические трудности провоцируют рост социальной напряженности, чем пользуются исламистские организации, выдвигающие лозунг: «Ислам есть решение» и призывающие к развитию общества на основе исламских ценностей, где, по их утверждениям, восторжествует «исламская социальная справедливость». В то же время продолжающееся доминирование США на мировой арене, характеризующееся, в частности, поддержкой Израиля в длительном палестино-израильском конфликте и силовым давлением на мусульманские страны, не подчиняющиеся американской политике, воспринимается частью мусульман, в том числе в Египте, как война против ислама. Такое давление также способствует усилению влияния исламистов, особенно среди неимущих слоев египетского общества. Тем не менее необходимо констатировать, что египетским властям удалось подавить основные радикальные исламистские группировки, такие как Исламские группы (джамаат исламийя) и Исламский джихад (джихад исламий). В 1997 г. семь руководителей Исламских групп во главе с их лидером Омаром абд ар-Рахманом объявили бессрочное перемирие с властями и призвали своих сторонников как в Египте, так и за его пределами прекратить террористическую деятельность. В 1998 г. к ним присоединилось и большинство лидеров Исламского джихада. Вместе с тем наиболее экстремистски настроенные члены руководства этих группировок, такие как Айман аз-Завахири, Мустафа Камаль (Абу Хамза) и Рифаи Таха примкнули к Усаме бен Ладену и продолжают проповедовать идею вооруженного джихада. Отдельные террористические акты радикальные исламисты совершают в Египте. В 2001 г. на юге страны были убиты 20 коптов-христиан, в 2005–2006 гг. прогремели взрывы в туристических гостиницах, в том числе три взрыва 24 апреля 2006 г. в курортном городе Дахаб к северу от Шарм аш-Шейха, в результате которых погибли около 20 и были ранены около ста египтян и иностранных граждан.

Что касается умеренных исламистов (отказавшихся от тактики террора и использующих политические методы борьбы), представленных в первую очередь ассоциацией «Братья-мусульмане», то они приобретают все большую популярность и влияние, что показали результаты парламентских выборов. Ассоциация «Братья-мусульмане» была создана в Египте в 1928 г. видным мусульманским деятелем Хасаном аль-Банной (1902–1949). «Братья-мусульмане» являются наиболее известной и влиятельной исламистской организацией в мусульманском мире. С ее создания собственно и начинается история современного исламизма или политического ислама. В то же время некоторые исследователи полагают, что исламская религия изначально с момента своего зарождения имела политическую компоненту, так как Пророк Мухаммед, распространяя ислам по территории Аравии, использовал наряду с проповедями политические методы, т.е. заключал договоры с теми или иными племенами, проводил военные кампании и т.д. Тем не менее, на наш взгляд, если говорить о современном исламизме, то он берет свое начало именно с создания ассоциации «Братья-мусульмане». Тем более, что практически все действующие в настоящее время исламистские группировки используют в той или иной мере в своих идеологических доктринах концепции самого известного исламистского идеолога «Братьев-мусульман» египтянина Сейида Кутба (1906–1966). Из рядов «Братьев-мусульман» вышли многие известные религиозно-политические деятели исламского мира, исповедующие как радикальный, так и умеренный исламизм. Такие, например, как египтянин Айман Аз-Завахири, идеолог «Аль-Каиды» и правая рука Усамы бен Ладена; алжирец Махфуз Нахнах (ум. в 2003 г.), основатель алжирской исламистской партии ХАМАС (с 1997 г. она называется «Движение общества за мир» и в настоящее время ее представители, избранные в алжирский парламент, входят в правительственную коалицию); нынешний премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Египетская ассоциация «Братья-мусульмане» имеет большое количество своих сторонников в общественных, благотворительно-просветительских и профсоюзных организациях. К середине 90-х годов «Братья-мусульмане» создали несколько тысяч благотворительных организаций по всему Египту. Они контролировали часть профсоюзов, в том числе врачей, ветеринаров, фармацевтов и адвокатов. «Братья-мусульмане» пытались также оказывать поддержку исламистским движениям за пределами Египта, в частности палестинским организациям ХАМАС и «Исламский джихад». Они организовывали демонстрации протеста против военных акций Израиля на палестинских территориях, а также против американского вторжения в Ирак.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Типологизация политической культуры
Системному пониманию феномена политической культуры помогает ее типология, поскольку она помогает различить по содержательному основанию эмпирические политические культуры и определяет их иерархию по отношению к некой идеальной, «перфектн ...

Вступление
В любом современном обществе действуют разные политические силы, причем одни из них функционируют открыто, осуществляя разные политические акции, другие - скрыто, не всегда афишируя интересы, которые защищают. Среди реальных политических ...

И
Идеалы политические (от греч. idea - идея, первообраз) - идеальные образы, определяющие способ политического мышления и деятельности субъектов политики. Они предполагают специальное создание образа цели деятельности до ее фактического ос ...