Демократия и экстремизм в Египте
Страница 5

Политические публикации » Демократия и экстремизм в Египте

Во-вторых, «Братьям» запрещена политическая деятельность и ограничен доступ к СМИ. Для пропаганды своей идеологической доктрины у них имеется слишком узкое поле, в том числе и потому, что в соответствии с последними египетскими законодательными актами, направленными на борьбу с терроризмом, распространение фундаменталистской литературы и даже ее хранение строго карается. Тем не менее в октябре 2006 г. в самой известной египетской газете «Аль-Ахрам» было опубликовано обширное интервью с нынешним лидером (муршид ал-ам – верховный наставник) «Братьев-мусульман» Махди Акефом (род. в 1928 г.), озаглавленное «С беспокойством о будущем». В нем Махди Акеф жестко критиковал нынешний египетский режим и говорил о дальнейших планах «Братьев», в частности, отвечая на вопрос о том, является ли целью «Братьев» создание исламского государства в Египте, он заявил, что «исламское государство не может быть создано при отсутствии свободы волеизъявления народа. Первое, что мы требуем – это предоставить такую свободу, а затем народ сам изберет форму государственного устройства».

В-третьих, наиболее организованной и безусловно влиятельной политической силой в Египте является правящая Национально-демократическая партия, которую поддерживает большинство из 6 млн. служащих египетского государственного аппарата – опоры нынешнего режима. В Алжире в начале 90-х годов социально-политическая ситуация была иной. Алжирское общество по существу было расколото, так как значительная его часть (более 50% избирателей) разочаровалась в политике властей и поддерживала лозунги исламистов.

В-четвертых, современная внешнеполитическая ситуация кардинально отличается от сложившейся в начале 90-х годов. Тогда еще не существовало в такой степени феномена «международного терроризма», который сейчас многие на Западе (и не только) отождествляют с исламизмом и исламом как таковым. Поэтому если в начале 90-х годов как европейские страны (в частности Франция), так и США склонны были формально признать демократически-легитимный приход к власти исламистов в Алжире и настороженно отнеслись к прерыванию выборного процесса алжирскими военными, то в настоящее время такой поворот событий вряд ли возможен.

Наконец, египетские «Братья-мусульмане», если судить по их официальным заявлениям, заметно эволюционировали в своих политических взглядах и восприятии общепринятых демократических норм. Так, уже упоминавшийся лидер «Братьев-мусульман» Махди Акеф, уточняя политические цели ассоциации, заявлял: «Мы стремимся к формированию такого мусульманского общества, которое было бы демократическим по своей сути и в котором были бы гарантированы плюрализм мнений и альтернативная смена власти». В программном документе «Братьев-мусульман», выдвинутом в марте 2004 г. и озаглавленном «Инициатива об основных принципах реформ в Египте», также заявляется о необходимости «уважения политических и гражданских свобод, включая свободу слова, ассоциаций и собраний», и в то же время требуется «ограничение полномочий президента, гражданского контроля над деятельностью силовых структур и армии». В этом плане программа и требования «Братьев» практически совпадают с позициями большинства оппозиционных политических партий и правозащитных организаций. Так, заместитель генерального секретаря египетского Национального комитета по правам человека Ахмед Камаль Абу аль-Магд, оглашая свой проект возможных поправок к Конституции, также говорил о необходимости сузить концентрацию власти в руках президента, в частности об «обязательном назначении вице-президента и ограничении мандата президента двумя сроками».

Новая генерация руководства «Братьев-мусульман», в том числе избранная в парламент, состоит в большинстве своем из представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции, многие из которых имеют высшее образование и владеют иностранными языками. Изменилась даже официальная эмблема «Братьев-мусульман». Общеизвестные две скрещенные сабли заменили двумя соединенными в рукопожатии руками над вырастающим из земли зеленым побегом. Отношение к «Братьям-мусульманам» в египетском обществе неоднозначно. Часть египтян, в основном копты и представители других христианских общин выражают беспокойство по поводу роста влияния «Братьев» и считают, что их заявления о приверженности демократии продиктованы предвыборной тактикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Основные акторы политического Рунета
Структура сетевых систем в российском Интернете не соответствует структуре общества. Из наиболее ярких отличий можно отметить минимальное присутствие в ней государства, значительную маргинализацию сети, преобладание молодежи как большинст ...

Холодная война, как одна из причин кризиса в стране
По моему мнению, одной из причин, по которой СССР могла дойти до кризиса социализма, и как итога – распада, является холодная война с США. Как пишет Александр Шубин (историк, мыслитель и общественный деятель. Руководитель Центра истории ...

Сущность внутриполитического конфликта
Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей. Политическая жизнь общества находит выражение во властных отношениях, направленных на защиту, закрепление и развитие дост ...