Демократия и экстремизм в Египте
Страница 5

Политические публикации » Демократия и экстремизм в Египте

Во-вторых, «Братьям» запрещена политическая деятельность и ограничен доступ к СМИ. Для пропаганды своей идеологической доктрины у них имеется слишком узкое поле, в том числе и потому, что в соответствии с последними египетскими законодательными актами, направленными на борьбу с терроризмом, распространение фундаменталистской литературы и даже ее хранение строго карается. Тем не менее в октябре 2006 г. в самой известной египетской газете «Аль-Ахрам» было опубликовано обширное интервью с нынешним лидером (муршид ал-ам – верховный наставник) «Братьев-мусульман» Махди Акефом (род. в 1928 г.), озаглавленное «С беспокойством о будущем». В нем Махди Акеф жестко критиковал нынешний египетский режим и говорил о дальнейших планах «Братьев», в частности, отвечая на вопрос о том, является ли целью «Братьев» создание исламского государства в Египте, он заявил, что «исламское государство не может быть создано при отсутствии свободы волеизъявления народа. Первое, что мы требуем – это предоставить такую свободу, а затем народ сам изберет форму государственного устройства».

В-третьих, наиболее организованной и безусловно влиятельной политической силой в Египте является правящая Национально-демократическая партия, которую поддерживает большинство из 6 млн. служащих египетского государственного аппарата – опоры нынешнего режима. В Алжире в начале 90-х годов социально-политическая ситуация была иной. Алжирское общество по существу было расколото, так как значительная его часть (более 50% избирателей) разочаровалась в политике властей и поддерживала лозунги исламистов.

В-четвертых, современная внешнеполитическая ситуация кардинально отличается от сложившейся в начале 90-х годов. Тогда еще не существовало в такой степени феномена «международного терроризма», который сейчас многие на Западе (и не только) отождествляют с исламизмом и исламом как таковым. Поэтому если в начале 90-х годов как европейские страны (в частности Франция), так и США склонны были формально признать демократически-легитимный приход к власти исламистов в Алжире и настороженно отнеслись к прерыванию выборного процесса алжирскими военными, то в настоящее время такой поворот событий вряд ли возможен.

Наконец, египетские «Братья-мусульмане», если судить по их официальным заявлениям, заметно эволюционировали в своих политических взглядах и восприятии общепринятых демократических норм. Так, уже упоминавшийся лидер «Братьев-мусульман» Махди Акеф, уточняя политические цели ассоциации, заявлял: «Мы стремимся к формированию такого мусульманского общества, которое было бы демократическим по своей сути и в котором были бы гарантированы плюрализм мнений и альтернативная смена власти». В программном документе «Братьев-мусульман», выдвинутом в марте 2004 г. и озаглавленном «Инициатива об основных принципах реформ в Египте», также заявляется о необходимости «уважения политических и гражданских свобод, включая свободу слова, ассоциаций и собраний», и в то же время требуется «ограничение полномочий президента, гражданского контроля над деятельностью силовых структур и армии». В этом плане программа и требования «Братьев» практически совпадают с позициями большинства оппозиционных политических партий и правозащитных организаций. Так, заместитель генерального секретаря египетского Национального комитета по правам человека Ахмед Камаль Абу аль-Магд, оглашая свой проект возможных поправок к Конституции, также говорил о необходимости сузить концентрацию власти в руках президента, в частности об «обязательном назначении вице-президента и ограничении мандата президента двумя сроками».

Новая генерация руководства «Братьев-мусульман», в том числе избранная в парламент, состоит в большинстве своем из представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции, многие из которых имеют высшее образование и владеют иностранными языками. Изменилась даже официальная эмблема «Братьев-мусульман». Общеизвестные две скрещенные сабли заменили двумя соединенными в рукопожатии руками над вырастающим из земли зеленым побегом. Отношение к «Братьям-мусульманам» в египетском обществе неоднозначно. Часть египтян, в основном копты и представители других христианских общин выражают беспокойство по поводу роста влияния «Братьев» и считают, что их заявления о приверженности демократии продиктованы предвыборной тактикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Легитимности власти
Признание данной политической власти − ее институтов, решений и действий − правомерными в политологии называют легитимностью. Легитимность политической власти обусловливается многими обстоятельствами, среди которых – соответс ...

Модели мироустройства
Кроме англо-американской и немецкой школ геополитики в XX веке сложилась самостоятельная французская школа, стоявшая особняком в западной традиции геополитической мысли. Особенности французской школы: внимание к духовным и психологическим ...

Упадок двухпартийной системы.
Батлер и Стоукс считали, что эрозия классовых построе­ний в электорате имеет непосредственное отношение к росту его "нестойкости". Теряющий преданность "своим классо­вым" партиям электорат становится более открытым для ...