Функции политической системы
Страница 1

Политические публикации » Политическая система » Функции политической системы

Функции системы — определенные типы деятельности, удовлетворяющие ее потребности в самосохранении и направленной организованности. Антиподами функций являются дисфункциональные процессы — действия, разрушающие данное состояние, дестабилизирующие сложившиеся взаимосвязи.

От функции и дисфункции следует отличать нефункции, т. е. акции, идущие от политической системы, но не влияющие прямо на продолжение существования системы и общества. Так, государственное управление теми или иными объектами может не носить политического характера, в этом случае оно не является функцией политической системы; слабое участие кого-либо в жизни политической партии может быть политически нефункционально для партии.

Функции политической системы представляют собой особый уровень социальных функций. Они направлены на сохранение и развитие властных отношений и их среды — общества. В свою очередь, функции политической системы могут анализироваться на макро-, медиа-, микроуровне. На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом (функции первого порядка). На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы (функции второго порядка). На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса (функции третьего порядка).

К функциям макроуровня, направленным на определение и достижение общих коллективных целей, относятся адаптация, интеграция различных элементов политических отношений, поддержание модели, или сохранение системы.

К функциям медиауровня относятся регулирование, распределение ценностей; мобилизация ресурсов, реагирование; политическая социализация, рекрутирование.

Функции микроуровня: артикуляция (выявление) и агрегация (интеграция) интересов, их конверсия (перевод в решения или ответ на вопрос, что делать), принятие решений, обеспечение поддержки.

В функциях политической системы действует следующая закономерность:

— на микроуровне функции проявляются, как правило, ясно, т. е. цели и намерения не скрыты, действия соответствуют поставленным целям;

— на медиауровне между намерениями и реальными следствиями действий могут существовать различия, и немалые. Например, акции, направленные на политическую социализацию, могут только частично вызывать ожидаемые последствия, частично играть дисфункциональную роль;

— на макроуровне функции и дисфункции могут иметь открытый и скрытый (латентный) характер, функциональность и дисфункцио-нальность не всегда и не сразу становятся очевидными.

Рассмотрим подробнее функции макроуровня.

В целедостижении американский социолог Т. Парсонс видел специфическую для политической системы функцию — адаптацию, т. е. навязывание ценностей образования, социализации, солидарности, интеграции. Определение и достижение коллективных целей означает, что любое регулирование и все задачи решаются при следовании общей цели, сохранении целостности общества. Цели могут носить глобальный характер и открыто декларироваться, а могут не декларироваться, но обязательно присутствовать в программах политических партий.

В США все вращается вокруг американской мечты (дом с машиной, работа — дело, образование детям, обеспеченная старость). На этой основе происходит смена правительств и политических курсов.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Избирательное право
В современной России выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных инстит ...

Тенденции развития государства
Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экологических (экзистенциал ...

Концепция Рудольфа Челлена
Идеи немецкого географа развил его последователь шведский политолог Рудольф Челлен. В своей главной работе «Государство как форма жизни», опираясь на методологию Ратцеля, он сформулировал «органическую теорию» государства. Подобно другим ...