Функции политической системыСтраница 4
Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга, но было бы неверно видеть в функциях некую «дружную семейку», где каждому отводится свое место.
В каждой функции есть свой потенциал агрессивности. При слабости других функций агрессивность одной-двух из них может разрастаться, вести к деформациям и даже деградации других функций и системы в целом.
Так, проблемы постсоветской системы в России и странах СНГ заключаются в перегруженности требованиями, основной поток которых складывается из тех проблем, которые в цивилизованном обществе решаются в основном без участия властных структур. Право наций на самоопределение гипертрофировано до права разрушения государственной целостности. Благодаря же активности всех функций обеспечивается достаточность потенциала взаимосоответствия и сохранения внутреннего равновесия, даже при давлениях внешней среды. Используя традиционные в политике понятия, эти системные свойства функциональных отношений можно охарактеризовать через устойчивость противовесов. Так, адаптации может противостоять поддержание модели, определению целей — интеграция и т.д.
В итоге каждая функция ограничена другими. Это происходит, например, тогда, когда в требовании адаптации и определения целей актуализируется необходимость реагирования и динамизма, а поддержание модели сводится к незыблемости устоявшегося. В таком случае инновации в зависимости от соотношения энергии адаптации и самосохранения в конечном счете или сходят на нет, или разрушают систему, предваряя становление новой политической системы. Идеалом можно считать нечто среднее, поэтапную эволюцию, постепенное изменение функций интеграции и поддержания модели под давлением требований реагирования, адаптации, эволюции целей, мобилизации.
Другие публикации:
Эволюционистские теории происхождения государства. Обзор различных концепций эволюционистского подхода
Эволюционистская школа изучает вопрос о происхождении государства на основе проведения сравнительного анализа для каждого исторического периода теоретических трудов и эмпирических данных (археологических находок) о государстве и политичес ...
Советская и суперпрезидентская формы правления.
Для двух республиканских форм правления разделение властей не характерно. При советской власти вся полнота власти принадлежит представительным органам - Советам (формально - народу), исполнительные и иные органы формируются советами и им ...
Тенденции развития российской политической культуры
Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по ...