Функции политической системыСтраница 3
Полная стабильность — идеал стратегического бытия, идеология вечного покоя, обрекает народ на застой, историческую смерть.
Необходимость поддержания модели является основным критерием разграничения политических действий, которые носят системный характер, являются условием функционирования власти, и действий, которые носят политический характер, но не системны и даже антисистемны, т. е. объективно разрушают сложившуюся систему. Так, в СССР право наций на самоопределение, вплоть до отделения, играло пропагандистскую роль, но как только оно стало нормативным лозунгом политических сил, превратилось в основу идеологии центробежных тенденций. Лозунг А. Д. Сахарова о праве каждого этноса на образование собственного государства — основа для разжигания межэтнических конфликтов. И если в мононациональных странах Восточной Европы национализм оказался эффективной базой для перехода к демократии, то для полиэтнической России — теоретическим оправданием центробежных тенденций, способом утверждения всевластия этнократии.
Драматизм России в том, что антикоммунистической волны хватило только на разрушение модели системы. Однако на функцию поддержания модели работает иммунитет культуры против сомнительных инноваций. О политическом иммунодефиците в Грузии, Украине и в ряде других постсоветских государств говорит эйфория национальной независимости, которая превратила страны в раздираемые межэтническими противоречиями, конфликтами, гражданскими войнами общества.
Общие или макрофункции конкретизируются в направлениях или видах функционирования. Установление целей системы детализируется в постановке конкретных задач в разных сферах жизни общества. Однако сводить характеристику функций медиауровня к детализации макрофункций является упрощением. Если характеристикой макрофункций является ответ на вопрос: «Что надо делать, чтобы была обеспечена легитимность механизма власти?», то характеристика функций среднего уровня больше отвечает на вопрос: «Как или по каким каналам реализуются макрофункции?».
Функция политической социализации направлена на обеспечение принятия базовых принципов политического образа жизни каждым новым поколением. Неактивность или неэффективность функционирования в этом направлении означает слабую функциональность поддержания модели.
Рекрутирование сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающей систему в процессе ее функционирования. Наличие в стране требуемого количества бюрократов, полицейских, политиков, деятельность партий, активность избирателей на выборах — все это результат практики рекрутирования.
Регулирование обеспечивает контроль за теми или иными процессами воздействия на них. Политика огосударствления, система налогообложения, регулирование цен, контроль за нравственным здоровьем, управление большими конфликтами - таковы наиболее распространенные формы проявления регулирующей способности.
Мобилизационная (экстракционная) функция — это собирание финансовых, материальных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики, организация отношений между структурами, людьми.
Распределительная (дистрибутивная) функция — это авторитарное распределение ресурсов на основе стратегических или тактических соображений.
Функция реагирования проявляется в умении отвечать на импульсы, идущие от отдельных групп, и на многообразные требования, глушить противоречия, но вводить их развитие и разрешение в институциональные рамки .
Другие публикации:
Кризис авторитарного режима и его либерализация
Кризис диктатуры может быть вызван обстоятельствами внутри- и внешнеполитического порядка. Кризис институтов авторитарного государства связан прежде всего с отсутствием преемственности. Как известно, авторитарная политическая система стро ...
Элементы политической власти
Власть — центральная категория политической науки. Власть и политическое настолько тесно переплетены, что, всматриваясь в то или иное явление политики, почти всегда упираешься в проблему власти. Фактически вся политическая наука может быт ...
Прядок прекращения деятельности политической партии.
В соответствии с Законом «О политических партиях» политическая партия прекращает свою деятельность путем реорганизации или ликвидации.Реорганизация политической партии осуществляется по решению высшего органа этой политической партии.Ликви ...

