Функции политической системы
Страница 3

Политические публикации » Политическая система » Функции политической системы

Полная стабильность — идеал стратегического бытия, идеология вечного покоя, обрекает народ на застой, историческую смерть.

Необходимость поддержания модели является основным критерием разграничения политических действий, которые носят системный характер, являются условием функционирования власти, и действий, которые носят политический характер, но не системны и даже антисистемны, т. е. объективно разрушают сложившуюся систему. Так, в СССР право наций на самоопределение, вплоть до отделения, играло пропагандистскую роль, но как только оно стало нормативным лозунгом политических сил, превратилось в основу идеологии центробежных тенденций. Лозунг А. Д. Сахарова о праве каждого этноса на образование собственного государства — основа для разжигания межэтнических конфликтов. И если в мононациональных странах Восточной Европы национализм оказался эффективной базой для перехода к демократии, то для полиэтнической России — теоретическим оправданием центробежных тенденций, способом утверждения всевластия этнократии.

Драматизм России в том, что антикоммунистической волны хватило только на разрушение модели системы. Однако на функцию поддержания модели работает иммунитет культуры против сомнительных инноваций. О политическом иммунодефиците в Грузии, Украине и в ряде других постсоветских государств говорит эйфория национальной независимости, которая превратила страны в раздираемые межэтническими противоречиями, конфликтами, гражданскими войнами общества.

Общие или макрофункции конкретизируются в направлениях или видах функционирования. Установление целей системы детализируется в постановке конкретных задач в разных сферах жизни общества. Однако сводить характеристику функций медиауровня к детализации макрофункций является упрощением. Если характеристикой макрофункций является ответ на вопрос: «Что надо делать, чтобы была обеспечена легитимность механизма власти?», то характеристика функций среднего уровня больше отвечает на вопрос: «Как или по каким каналам реализуются макрофункции?».

Функция политической социализации направлена на обеспечение принятия базовых принципов политического образа жизни каждым новым поколением. Неактивность или неэффективность функционирования в этом направлении означает слабую функциональность поддержания модели.

Рекрутирование сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающей систему в процессе ее функционирования. Наличие в стране требуемого количества бюрократов, полицейских, политиков, деятельность партий, активность избирателей на выборах — все это результат практики рекрутирования.

Регулирование обеспечивает контроль за теми или иными процессами воздействия на них. Политика огосударствления, система налогообложения, регулирование цен, контроль за нравственным здоровьем, управление большими конфликтами - таковы наиболее распространенные формы проявления регулирующей способности.

Мобилизационная (экстракционная) функция — это собирание финансовых, материальных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики, организация отношений между структурами, людьми.

Распределительная (дистрибутивная) функция — это авторитарное распределение ресурсов на основе стратегических или тактических соображений.

Функция реагирования проявляется в умении отвечать на импульсы, идущие от отдельных групп, и на многообразные требования, глушить противоречия, но вводить их развитие и разрешение в институциональные рамки .

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Местное самоуправление в системе публичной власти.
Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя ...

Пути преодоления идеологии религиозно-политического экстремизма, терроризма и этнонационализма в условиях Северного Кавказа
Сегодня в деле противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму настоятельно требуется комплексный подход, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ ...

Общие признаки государства
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам ...