Функции политической системы
Страница 2

Политические публикации » Политическая система » Функции политической системы

В России смены правительств происходят и будут происходить при неизменности базового принципа — перехода к рыночной экономике.

Суть интеграции — в обеспечении связей, координации между элементами власти, в действии механизмов защиты от скачков, революций. Политическая целостность достигается действием властных структур, прямым выделением задач консолидации (национального единства). Функция интеграции актуализируется в периоды сложных переходов, раскола общества.

Адаптация — это приспособление к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам, использование и формирование условий эффективного функционирования. Слабость адаптации может привести к «окаменелости» системы. Это значит, что в политической системе должен работать механизм агрегации формирующихся и развивающихся в обществе требований, реагирования на них и активного формирования их перехода в приемлемое русло.

Адаптивная функция проявляется в политическом поведении конкретных лидеров, элиты, в актах, направленных на те или иные изменения и, наоборот, сохранение имеющегося (Екатерина II — эволюция от либерализма к абсолютизму; большевики — воссоздание авторитарного государства в пределах прежней Российской империи).

Путь к поддержке широких слоев может оказаться простым, если общество не структурировано по группам интересов, а лидер готов обратиться к популизму («земля — крестьянам», «мир — народам», «антигорбачевизм Ельцина»). Сущность такой политики, в которой выражено давление толпы, улицы, выразил И. Геббельс: «Мы рассуждали просто, потому что народ наш очень прост; мы думали примитивно, потому что и народ примитивен». И если бы не радикальные крайности сталинизма и нацизма, обе системы проявили бы большую жизнеспособность, приемлемость для народов, переживающих сложные периоды модернизации.

Слабость адаптации — это признак закрытости системы. Энергия разрушения системы нарастает, если проводимая политика сводится к правилу: как бы сделать лучше, ничего не меняя, — правящая элита не видит различия противоречий между интересами, сложившимися в обществе, и политическими отношениями (Горбачев, Шеварднадзе, Яковлев — «архитекторы» развала СССР).

Жизнеспособность системы зависит от ее энергии самовоспроизводства и воспроизводства среды, в которой она существует. Такая энергия раскрывается в функции самосохранения, или поддержания модели. Минимальный уровень проявления данной функции сводится к пресечению и предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики, а также настроений в пользу такого поведения. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой лояльности граждан по отношению к властям, их постоянной широкой поддержкой в виде: 1) законопослушания; 2) уплаты налогов; 3) уважения национальных политических институтов и государственной символики.

Функция поддержания модели противостоит непредсказуемости, но не тождественна обеспечению полной политической стабильности. Смена правительств, активность оппозиции привычны для цивилизованных стран, в том числе и для тех, которые считаются политически стабильными.

Полная или абсолютная стабильность возможна только при высоком уровне благосостояния; нерезких проявлениях неравенства; огромной силе традиций; самой жесточайшей диктатуре.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки
Доктор исторических наук Б.И. Коваль определяет гражданское общество как «некую совокупность отношений и организаций, которые действуют независимо от государства и способны на него влиять». А.Н. Аринин, доктор политических наук, подразум ...

Теракты
Террористический акт (теракт) — Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях во ...

Геополитика и международные отношения
Геополитика — научная дисциплина, которая изучает влияние физико-географических закономерностей на политику государств, объективные факторы определяющие соперничество государств, причины образования блоков и союзов, природу национальных и ...