Социально ориентированная экономическая политика государства в условиях рыночных отношений
Страница 1

Политические публикации » Политика и экономика как общественные явления, их взаимосвязь » Социально ориентированная экономическая политика государства в условиях рыночных отношений

Сущность демократического социального правового государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также средства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования, его сложности и значимости, а также состояния развития на определенный период времени. В качестве примера социально ориентированной экономической политики государства в условиях рыночных отношений целесообразно привести нашу страну.

Целью реформирования экономики Республики Беларусь является построение социальной ориентированной рыночной экономики. Такая ориентация обусловлена менталитетом белорусского народа, его историей и традициями и направлена на реализацию общественных интересов, приумножение благосостояния человека. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы.

Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. В Конституции Республики Беларусь (ст.13) отмечено, что “государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях”.

Социальная сфера – одна из основных подсистем общества. Социальная сфера – это вся система жизнеобеспечения человека. Чем шире и разнообразнее социальная сфера, выше уровень ее развития, тем шире и богаче объективные возможности человека в обеспечении условий и образа его жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения его жизненных потребностей.

В Республике Беларусь в переходный к рынку период социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как: рост благосостояния народа; стабильность денег и цен; высокая степень занятости; благоприятная для жизни окружающая среда.

Это говорит о том, что высшей целью социально-экономического развития государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

Однако вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения сопровождается обострением старых и появлением новых социальных проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести: дифференциацию населения по уровню доходов; зависимость малоимущих слоев населения от социальной помощи государства; расширение масштабов безработицы, в том числе и скрытой.

Решение этих проблем является первоочередной задачей государственного регулирования социального развития республики на современном этапе.

Социальная политика Республики Беларусь, ориентированная в перспективе на повышение уровня жизни народа, его постепенное приближение к стандартам европейских государств, должна преодолеть негативное в социальной политики, сложившейся в республике в 80-е годы.

Социальная политика Республики Беларусь на современном этапе отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается исключительно сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики будет меняться. Ее главными направлениями должны стать повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.

Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике – создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Опыт электронного правительства
Ещё одна технология, которая из категории экспериментальных постепенно переходит в разряд повседневно используемых средств – это электронное правительство. Электронное правительство (e-Government) — это новая модель государственного упра ...

Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, ...

Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков. Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Пережил достаточно глубокое увлечение марксизмо ...