Диктатура большинства или главный недостаток демократии голосования.
Страница 2

Политические публикации » Критико-теоретический взгляд на демократию и выборы » Диктатура большинства или главный недостаток демократии голосования.

В демократических Афинах режим прямой демократии означал, что все важнейшие решения принимаются непосредственно народным собранием. По свидетельству Платона, в "технических" вопросах у народного собрания хватало ума заслушивать мнение специалистов – но окончательное решение оставалось за собранием. Сегодня так не управляют ни одной страной. Даже там, где референдум (современная форма прямой демократии) является существенным элементом политической системы, подавляющее большинство решений, которые в Афинах принимались народом на площади, принимается парламентом, правительством или профессионалами-технократами государственного аппарата. Современный же демократический парламент менее демократичен, чем афинское народное собрание. Верховный суд США, состоящий из судей, назначенных пожизненно, имеющий право отменять законы, принятые демократическим парламентом, – такое учреждение невозможно определить, пользуясь греко-римской терминологией, иначе как аристократическое.

Принято говорить, что прямая демократия, по примеру древнего полиса, технически невозможна в современном государстве с его обширной территорией и большим населением. Но ничего похожего на прямую демократию в афинском стиле нет и в Лихтенштейне или Сан-Марино. Сегодня современная техника связи могла бы позволить в развитых странах превратить всенародный референдум в основной метод принятия важных политических решений – но никакой тенденции к этому не наблюдается. Представительная демократия сохраняет свои позиции, и референдум нигде не стал основным методом управления государством. Очевидно, что на это есть причины не только технического порядка. Конечно, современные политики, избранные народом, – отнюдь не философы, которые, по мнению Платона, должны (в идеале) управлять государством. Вряд ли Платон, живи он сегодня, признал бы демократического политика таким же знатоком в деле управления государством, как врача – знатоком в деле врачевания. И всё же этот политик – не платоновский сапожник и не пресловутая ленинская кухарка.

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Религиозная основа русской политической мысли у В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старо ...

Предмет политической науки
Вычленение любой научной дисциплины предполагает определение прежде всего круга тем и проблем, составляющих в совокупности предмет ее исследования. Важно сформулировать цели и задачи дисциплины, отличие ее от других социальных и гуманитар ...

Лесной океан. Нечерноземье.
Дальше к югу тепла и влаги заметно прибывает. Начинается новый климатический пояс – умеренный, возникают новые ландшафты. Широчайшей полосой, от океана до океана, раскинулось лесное царство. Более чем на 9/10 – это тайга – леса из хвойны ...