Анализ средств и способов исламистской пропаганды
Страница 4

Политические публикации » Анализ средств и способов исламистской пропаганды

Часть исламистского движения составляли талибы. Это радикальные фундаменталисты – ортодоксы. Они стремились очистить традиционный ислам от искажений, накопившихся в нем с тех пор, как были канонизированы четыре известные богословские юридические школы. Афганское движение «Талибан» своей идеологической базой избрало деобандизм, который проповедовался пакистанскими исламскими партиями в афганских лагерях для беженцев. Деобандизм представляет собой ответвление суннитского ханафизма. Возник в Британской Индии не как реакционное, а как передовое течение, с целью реформации мусульманского общества в границах колониального государства, управляемого немусульманами19. Талибы в качестве первоочередной цели ставили перед собой установление исламского правления в Афганистане, где воцарится основной закон – шариат. Название страны было Исламское Государство Афганистан, в котором доминировал ханафитский мазхаб. Талибы запретили женское образование, превратили кинотеатры в мечети, уничтожили каменные изваяния Будды как свидетельства культа многобожия; запретили шахматы. «Нью-Йорк таймс» в одной из статей так описывала территории, подконтрольные талибам: «Безграмотные тинейджеры, никогда не посещавшие школу (не религиозную), но убежденные, что знают абсолютную истину, проводят свою доктрину с «Калашниковым» в руках»20.

Исламисты допускают, что общество будет исламизировано только через социально-политическое действие: это нужно сделать, чтобы сохранить влияние мечети21. Решение вопросов экономики, общественного развития и социальной справедливости в их программах находится в зависимости от успехов политического действия. Для них ислам есть инструмент достижения политических целей. Конечно, будучи выходцами из недавно урбанизированных слоев общества и обедневших представителей среднего класса, тех, кого затронула «образованная» безработица, исламисты не могли игнорировать социальные вопросы, но создание государства ислама остается в их глазах единственным способом гарантировать социальную справедливость. Характерной чертой исламистов является то, что их лидерами становятся по большей части молодые интеллектуалы, которые открыто критикуют традиционное духовенство. Исламистская мысль критикует ошибки модернизации и ее последствия, обличает национализм и секуляризм общества, развращенного западной системой ценностей.

Исламисты великолепно образованны и не понаслышке знакомы с Западом. Хасан ат-Тураби (лидер Исламско-арабского народного конгресса) получил научную степень в Лондонском университете и в Сорбонне. Аббаси Мадани (лидер Исламского фронта спасения) – докторскую степень в университете в Лондоне. Рашид аль-Гануши (лидер тунисской партии «Ан-Нахда») с 1993 г. обосновался в Великобритании. Муса Мухаммад Абд Марзук (глава политического комитета «Хамас») имеет докторскую степень технических наук университета Луизианы. Рамзи Юсуф (обвиненный в организации взрыва во Всемирном торговом центре) получил ученую степень в Институте Свонзи в Южном Уэльсе. По словам одного из его друзей, Рамзи Юсуф цитировал Британскую энциклопедию, «Нью-Йорк таймс», законы Ньютона не реже, чем аяты из Корана. Хасан ат-Тураби в интервью французскому корреспонденту говорил: «Я знаю историю Франции лучше, чем историю Судана, я люблю вашу культуру, ваших художников, ваших музыкантов». Еще в начале своей политической деятельности Хасан аль-Банна заявлял: «Пропагандисты сегодня не те, что были вчера. Они образованны, хорошо осведомлены, основательно подготовлены, особенно в западных странах»22. Исламизм обращен прежде всего к образованным слоям населения. Это не популярная религия для неграмотных, пишет египетский ученый Али Хиляль Дассуки23.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие публикации:

Сущность, функции и структура политической коммуникации
Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация вы ...

Смена политического курса
С отставкой Н.С.Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И.Бреж ...

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
В творчестве Маркса выделяют два периода: § Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом. § Поз ...