Реформирование политической системы Российской Федерации
Страница 1

Политические публикации » Реформирование политической системы Российской Федерации

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо раскрыть термин, являющийся темой работы: политическая система общества – это совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимно отношений между ними, в которых реализуется политическая власть. В функции политической системы входят определение задач, путей развития общества, организация деятельности общества для достижения поставленных целей, распределение материальных и духовных ресурсов, согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса, разработка и внедрение в общества различных норм поведения, обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни, контроль за выполнением политических и иных норм поведения. Политическая система характеризуется политическим режимом, характером и способом взаимодействия власти, личности и общества (тоталитаризм, авторитаризм и демократия).

Среди элементов политической системы выделяют следующие:

· институциональный – политические организации, в том числе и государство, политические партии, общественно-политические движения;

· коммуникативный – совокупность отношений и форм взаимодействия – политические отношения между социальными группами, политическими партиями, между государствами;

· нормативный – политические нормы, традиции, определяющие и регулирующие жизнь общества (конституции, законы, нормы морали и т.д.);

· культурно-идеологический – политическая культура, политическая идеология (теория), политическая психология (чувства, эмоции, настроения).

После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х – начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму. С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

О демократизме современной России неоднократно высказывался нынешний президент страны В.В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов». Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране уже шестой год идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.

В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований РАН, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством.

Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности. О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Внешнеполитические аспекты национальной и региональной безопасности
Безопасность и стабильность на Северном Кавказе во многих отношениях зависит от положения в соседних южных странах ближнего и дальнего зарубежья. С точки зрения региональной и национальной безопасности важнейшими акторами во внешнеполити ...

Рождаемость и смертность. Реальность и прогнозы
Бьюкенен предрекает гибель западной цивилизации - за сорок лет население земного шара увеличилось вдвое, с трех до шести миллиардов человек, но европейские народы практически прекратили свое воспроизводство. Из 47 стран Европы лишь в мусу ...

Теория бюрократии М. Вебера
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры. Значительной заслугой Вебера является фо ...