Заключение
Заключая наш анализ эволюции Африканского союза и особенностей региональной интеграции на африканском континенте, отметим, что деятельность Союза чрезвычайно важна в новых международных условиях. Являясь преемником ОАЕ, он только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС определены пока только в общем виде. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.
После принятия в Лусаке «Новой африканской инициативы» Нигерия вместе с Южной Африкой, Алжиром, Египтом и Сенегалом взяли на себя роль лидеров в деле разработки плана по преодолению проблем в развитии континента. Но представляет ли собой переход от ОАЕ к Африканскому Союзу нечто большее, чем простую смену названия, можно будет судить лишь по результатам реализации принятых планов.
Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, можно согласиться с большинством зарубежных и отечественных исследователей, что его создание открыло новую главу в истории Африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.
В новой геополитической ситуации, несомненно, произошло ослабление политического влияния РФ в регионе. Совпадение позиций по многим международным проблемам между Россией и странами Африки, обоюдная заинтересованность в создании многополюсной, а не монополярной модели мироустройства открывают перспективы для их конструктивного сотрудничества на региональном и глобальном уровнях в будущем.
[1] Алимов Ю.И. Движение африканского единства на современном этапе. //Народы Азии и Африки, 1964, № 2; Алимов Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969: Этингер Я.Я. Африканская солидарность и происки неоколониализма. М., 1967. 2 Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М 1972; Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика. М., 1989.
[2] The OAU after 20 years. NY, 1984; Aning E.K. Africa's Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994; Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.
[3] Громыко А. А. Африка в мировой политике М., 1986.
[4] Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11, Попов Ю. Африка н советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5; Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997; Маненко И.Б., Новикова З.С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80-90-е пг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998 и др.
[5] Эволюция политических структур Африки. М., 1990; Социо- и этнокультурные процессы в Африке М., 1991; Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993; Африка в меняющемся мире. М., 1998 и др.
[6] История Нигерии в новое и новейшее время. М. 1985.
[7] Учредительный акт Африканского Союза. Сирт., 1999.
[8] Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.
[9] Косухин Н.Д. Политическая власть и политический процесс в Африке. // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3. – С. 80–87.
[10] Зарубежный Восток и современность. - М., 1980, с.297.
[11] Севортьян Р.Э. Государство и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. – М., 1977, с.173.
[12] Кочакова Н.Б. Раннее государство и Африка. - М., 1999, с.62.
[13] Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 1990; Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран. Государство и политические страны в странах Азии и Африки. – М. 1978.
[14] Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х годов. – M., 1993.
[15] Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22. P. 38.
[16] Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.P.8.
[17] Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (N 7); Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994; Росснйско-африканскне экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб. статей М., 1995; Международное содействие развитию. Внешние долги н проблемы российско-африканских отношений. М., 1996; Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996; Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией “Де Бирс”. М., 1997; Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12 и др.
Другие публикации:
Межгосударственные конфликты. Роль и место
международных конфликтов в общественной жизни
В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей. ...
Особенности современного этапа развития
политической системы России. Парламентаризм и роль политических партий
Одним из важнейших политических завоеваний периода демократических перемен является рождение нового российского парламентаризма. При этом создание парламента как института власти, действующего на основе подлинно демократических принципов, ...
Представительство интересов
В заключительном разделе вновь появляется сложность, многослойность процессов и отношений по всем направлениям анализа национально-государственных интересов. Относительно просто обстоит дело с представительством интересов во внешних связ ...