Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии
Страница 4

Политические публикации » Народ в западных концепциях демократии » Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии

Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона[37].

Однако и Платон, и Аристотель связывали правление народа не только с определенной формой общественной жизни, но и с некоторыми более глубокими условиями общественного развития. Понятие демократии здесь совпадало непосредственно с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного "народоправства".

Позднероманская и средневековая политическая мысль искала иное обоснование демократии как народовластия доверенного монарху, своеобразной демократической легитимации верховного права власти королевской особе или, иначе говоря, снимала проблемы выбора между монархией и республикой, деспотией и демократией. Оставалась при этом дискуссионной проблема: кому принадлежит закон - народу, который доверяет его исполнение монарху, или властелину, является ли исполнение власти только функцией монарха или подлинной прерогативой, кому, в конце концов, реально принадлежит власть, является ли ее передача только уступкой, и притом временной, или она окончательна и безраздельная власть остается в руках самодержца.

Для теории демократии уже в тот период существовала проблема источника власти и суверенности этого источника, которым в демократической традиции признавался народ. Ему уже в античной, римской и средневековой теориях принадлежала главная власть - законодательная, и тогда же возникла идея разделения двух фундаментальных властей: этой главной и второй, исполнительной, которая доверялась властелину.

Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что единственный легитимный субъект власти - это народ[38].

Только он - носитель верховного суверенитета и верховный законодатель. Являясь приверженцем демократических идей, Марсилий Падуанский, тем не менее, оставался сторонником выборной монархии. Это власть производная, которая делегируется властелину в форме отзываемого мандата. Народ по его мнению обладал суверенитетом, но тем не менее, народовластие не рассматривалось как возможная форма правления.

Несмотря на утрату демократических режимов в позднеантичный и средневековый период и большую часть Нового времени, концепция демократии в ее аристотелевском виде не только сохранилась, но обогатилась в творчестве крупнейших политических мыслителей.Ж. Боден уже в конце XVI в. выделил понятие "демократизма"[39], которое закрепилось и сыграло важную роль в идее демократизации политики и в борьбе против абсолютистских монархических режимов. Но при этом считать Ж. Бодена приверженцем демократической формы правления абсолютно не правомерно. Признавая суверенитет и верховенство народной воли, "суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ", Ж. Боден тем не менее оговаривает, что "эту верховную власть над гражданами в правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений . ". Таким гражданином является монарх.

С одной стороны, Ж. Боден провозглашал демократические ценности и верховенство народной воли, а с другой - эти рассуждения были абстрактны и не имели своей целью провозглашения народовластия. Народ добровольно и пожизненно делегировал власть монарху.

Лучшим, по мнению Ж. Бодена является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальный правитель, согласно Ж. Бодену тот, кто может поддерживать в государстве порядок и справедливость, судить согласно закону. В его трудах также звучали идеи равенства и государственного суверенитета.

Позже, была усовершенствована Дж. Локком и идея суверенной законодательной власти народа. Дж. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, сбалансированности властей и неотчуждаемой свободы личности[40]. Именно народу принадлежала идея создания государства, в целях надежного обеспечения прав, равенства и свободы. "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Политические партии.
Основной особенностью партийного устройства Киргизии, перешедшей в «новое» политическое время по наследству от «старого» можно считать то, что партии строятся вокруг той или иной политической персоналии, а не на основе конкретной политиче ...

Понятие и типология политических режимов
Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деяте ...

Политические партии и общественные движения Республики Беларусь на современном этапе: типы, программы, особенности их деятельности
Политические партии и общественные движения являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, ...