Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии
Страница 6

Политические публикации » Народ в западных концепциях демократии » Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии

У Ж.Ж. Руссо звучат идеи прямой демократии, которые, казалось бы, были потеряны. Народное собрание выступает как главный орган государственного управления. Тем не менее остается не ясной процедура принятия решений и их осуществления.

В либерально-демократических исследованиях XVIII - ХIХ вв. демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод. Участие в политической власти, права собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, сознания, включая естественные права человека на жизнь, безопасность, жилище, труд, именно это вкладывалось в понятие демократии. И для реализации этих целей форма правления в государстве не обязательно должна была быть республиканской.

Общее благо провозглашалось одним из основных принципов народовластия.

В этот период времени различными мыслителями отстаивалась идея демократии при монархическом государственном устройстве. Идеи народовластия подменивались верой в защитника народных интересов на троне.

Предмет наибольшего интереса в политической концепции А. де Токвиля составляют теоретические и практические аспекты демократии, в которой он усматривал самое значительное явление эпохи. Демократия олицетворяет для него такой общественный строй, который противоположен

феодальному строю и не знает границ между высшими и низшими слоями общества. Сердцевина демократии - принцип равенства, неумолимо торжествующий в истории.

Аристократия выступает у него как синоним неравенства: "народы, жаждут равенства в свободе, и, если она им не доступна, они хотят равенства, хотя бы в рабстве"[48]. Одна из самых серьезных помех свободе, и соответственно демократии в целом - чрезмерная централизация государственной власти. Но Токвиль и не полагает, что народный суверенитет беспределен, верховенство народа, по его мнению, тоже имеет свои границы. "Там, где их преступают, возникает тирания, тирания большинства, ничуть не лучшая тирании властителя - самодержца"[49].

В целом, развитие представительной демократии пошло в этот период по двум направлениям; расширения избирательных прев от сословных, ограниченных цензами до всеобщего права и - умножения числа представительных органов от двух законодательных ассамблей до местных представительных органов управления. Процесс становления демократии активнее шёл в тех странах, где в обществе существовали соответствующие традиции и представления о демократии. Таким образом, на данном этапе эволюции демократии происходит расширение избирательных и всеобщих прав обычных граждан, т.е. народа. Именно в этот период начали складываться современные репрезентативные демократические системы.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие демократических идей укладывалось в рамки основных исторических эпох - Античности, Средних веков, Нового времени, Просвещения. Для каждой эпохи были свойственны свои представления о народе, его роли в управлении государством и принятии политических решений.

В Древнем мире народ составлял меньшинство населения полиса. Под это определение не попадали рабы, женщины и беднейшие слои населения. Принадлежность к народу тоже являлось своего рода привилегией. Античная демократия в отличие от современной, была прямой, но с очень ограниченными избирательными правами. Аристотель в своих трудах отмечал, что ущербность демократии в том, что она в своей основе не несет правления лучших людей, не обязательно аристократии. Народ представлялся в работах античных мыслителях толпой, массой, не способных к управлению государством.

Средневековье и Новое время привнесло новые коррективы в определение "народа" и его роли в системе государственной власти. Так, расширение избирательных прав и признание верховенства закона над личностью монарха, способствовало расширению составляющих "народа". Теперь это понятие включало в себя большую часть населения государства.

Передовыми мыслителями того времени признается верховенство народной воли и суверенитета (Ж. Боден), а народ признается единственным легитимным источником власти (М. Падуанский). И хотя это была довольно абстрактная формулировка, в то время это было, несомненно, одним из первых шагов на пути к демократии.

В эпоху Просвещения ученые, уделявшие в своих трудах место проблеме народовластия, ещё глубже развивали демократические идеи. Теория естественного права и общественного договора не противоречила демократическим ценностям. Общее благо, как один из основополагающих принципов современной демократии уже тогда прозвучал в идеях Дж. Локка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Выводы
Таким образом, политология формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знание политической жизни, границ принимаемых решений, механизма функционирования политической власти. Использование всех названных и некоторы ...

Современные теории демократии о субъектно-объектном статусе народа
Исходя из этимологии термина "демократия", необходимо в рамках субъектно-объектных отношений остановиться на следующих вопросах: что такое "народ" и как он осуществляет эту власть. Исторический генезис демократии длит ...

Идея евразийства российской школы геополитической мысли
Современная Евразия, как и прежде, находиться в центре геополитических и геоэкономических интересов. Однако Россия в этих планах теперь выступает не равноправной державой, как это было во времена сотрудничества Рейгана, Буша с Горбачевым, ...