Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии
Страница 3

Политические публикации » Народ в западных концепциях демократии » Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии

Демократизация - исторический процесс, подобный процессу реализации других универсальных ценностей - свободы, справедливости и т.д., он бесконечен, но реален и проходит через ряд вполне определенных этапов, зафиксированных теорией. История исследования демократии позволяет проследить эволюцию этого типа правления и установить сто основные, универсальные характеристики. Некоторые исследователи выделяют три эпохи эволюции демократии[29].

Импульс к демократическому способу правления исходит, по выражению Р. Даля, из "логики равенства", когда члены сообщества стремятся вырабатывать решения совместно. Такие условия стали складываться примерно около 500 г. до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме[30].

В античной теории о трех формах правления демократия - это правление народа, горожан. Она отличается от монархии и аристократии. Одним из первых мыслителей античности, изучавших демократию, был Платон.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. "Равенство при демократии уравнивает равных и неравных"[31].

В одном из своих произведений называет пять форм правления - аристократию (правление лучших), тимократию (правление худших и корыстных), олигархию (правление группы сильных и имущих), тиранию и демократию.

Именно демократию он считает "результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть"[32]. Демократия названа им "правлением числа" и "правлением многих".

Платон различает хорошие и плохие формы правления, и демократия признает хуже хороших форм правления, но лучше плохих. Веский аргумент против демократии, по мнению Платона, заключается в том, что "благо или свобода разрушают демократию"[33]. Основная масса народа представляет собой толпу, не способную справедливо и эффективно управлять государством. Демократия неизбежно ведёт к тирании, так как "из величайшей свободы возникает величайшее рабство"[34]. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), именно это и губит данный строй. Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих её собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Критикуя олигархию, демократию и тиранию, Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия среди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие беззаконны, то демократический вид оказывается наилучшим.

В "Законах" Платон свел эту типологию к двум формам: монархии и демократии. Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сейчас.

Обе формы, с точки зрения Платона, плохи: одна - из-за избытка власти, другая - из-за избытка свободы. В более поздней традиции представление о демократии как о правлении одной части народа, бедной и более многочисленной, сохранилось и стало важнейшей проблемой реальной современной политики - проблемой демократического единства общества и общих демократических ценностей. Решение этой проблемы оказалось не менее сложным, чем переустройство самой формальной организация общества и власти.

Дальнейшая разработка идей демократии принадлежит Аристотелю. Он сам наметил решение проблем демократии, высказанных Платоном, разработав альтернативные принципы демократического правления[35]:

1. богатые и бедные участвуют в правлении на равных условиях;

2. публичные должности занимаются на базе очень низкого имущественного ценза;

3. к занятию должностей допускаются все граждане, исключая тех, кто подвергается судебному преследованию;

4. к должностям допускаются все полноправные члены общества. Исключение составляют рабы.

5. какими бы ни были политические права, суверенна масса, народ, а не закон[36].

Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. Им так же, как и Платоном различались правильные и неправильные формы государственного устройства: при правильных формах правители имеют своей целью общее благо, а при неправильных - только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление, аристократия и полития, а соответственно отклонениями от них - тирания, олигархия и демократия. Сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии, т. е происходит объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг. оказали существенное влияние на развитие интернета в России. Политические инвестиции в сетевые СМИ, широкое распространение интернет-представительств субъектов политического процесса, исп ...

Коррупция как угроза национальной безопасности
Масштабы коррупции как в России, так и в других странах мира, степень негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена. Речь идет уже не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческог ...

Составные элементы государственной идеологии
Государственная идеология всегда есть более высокоорганизованная по сравнению с частными идеологиями, совокупность идей, поскольку практически каждое государство имеющимися у него силами и средствами обеспечивает их систематизацию, литера ...