Ретроспективный анализ становления и эволюции
демократииСтраница 5
Государство и законы, по Дж. Локку создаются по воле и решению большинства. Отсюда заключение: "каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным"[41]. Не отдавая предпочтения ни одной из существующих форм правления, Локк категорически отвергал абсолютную монархию. Для него важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую "структуру правления", охраняла естественные права индивидов, заботилась об общем благе для всех[42].
Суверенитет народа, в конечном счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства.
Тем самым Дж. Локк существенно скорректировал под углом зрения демократизма индивидуалистическое начало, которое присутствовало в его учении.
В свете такой корректировки было бы, вероятно, обоснованным квалифицировать это учение как либерально-демократическое.
В Новое время возник в более конкретной форме вопрос о политической организации демократии, её соотношением с республиканским устройством государства, и еще длительное время (до конца XVIII в) республика представлялась в двух формах: аристократической и народной.
Одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения, занимавшихся исследованием демократии, был Шарль Луи Монтескье. Из трех форм правления, описанных Монтескье - республика, монархия и деспотия, республика выступает в двух формах - аристократической и демократической, хотя подлинно республиканские добродетели Монтескье обнаруживает только в демократии[43].
Новая республиканская концепция демократии в эпоху Просвещения и формирования либеральных концепций политики, Французской революции и появления первого значительного документа современной демократии - Американской конституции, связана в еще большей мере, чем когда-либо прежде, с идеями справедливости, равенства и новым пониманием свободы, которое позволило четче разграничить прямую и представительную демократию.
Свобода прямого участия в формировании законов и выборах власти получила максимальное выражение в собрании граждан. Современная же свобода индивидуальна по отношению к государству, она проявляется не в коллективе и не как коллективная воля. Это свобода индивидуального демократического выбора[44]. Последующее развитие демократического процесса стало целой эпохой борьбы за всеобщность такого индивидуального выбора (за всеобщее избирательное право) и за то, чтобы этот выбор стал подлинно коллективным, т.е. "стал выражением интересов и воли общества в целом или достаточно значительных его групп".
Результатом этого развития стало не только завоевание демократической свободы выбора представительной власти, но и преобразование прямой демократии во всеобщие и технически допустимые процедуры коллективного волеизъявления (референдумов, плебисцитов) при сохранении свободы примкнуть к одному из вариантов коллективного мнения[45].
Применительно к демократии Монтескье отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Важную роль в процессе этого волеизъявления играют законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать других лиц, но не способен вести дела сам, то есть по сути дела народ не является полноценным субъектом властных отношений. Однако один из главных принципов демократии по Монтескье заключается в том, что законодательная власть принадлежит только народу.
Народ может и должен делегировать свои полномочия аристократии, правомочной осуществлять законодательную деятельность и отражать в этих законах интересы народа.
Другой крупнейший мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо пошёл дальше в своих демократических воззрениях. В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия.
Эти различия в учении Руссо играют подчинённую роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит всему народу." Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто выступает в ассоциацию, положено определять законы общежития"[46]. Для поддержания положений общественного договора и контроля над деятельностью исполнительной власти, по мысли Руссо, периодически должны созываться народные собрания, на которых следует ставить на голосование в отдельности два вопроса: "Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено"[47].
Другие публикации:
Всемирная ассоциация исламской молодежи
Создана в 1972 году по решению Второго съезда Всемирной ассамблеи молодежи исламского призыва. Штаб-квартира находится в Эр-Рияде. Основные цели: работа в исламской молодежной студенческой среде, налаживание сотрудничества и координации в ...
Основные аспекты работы
1) В начале своей работы я рассматривал основные этапы прохождения выборов в РФ 10 октября 2010 года. А так же основные процедуры проводимые Всероссийским Центральным Избирательным Комитетов.
2) Во второй части работы я сделал выводы на ...
Построение бакиевской «вертикали»
Одновременно с политическими интригами и маневрами, Бакиев упорно выстраивал свою «вертикаль», примером для которой служили как российская, так и казахстанская «вертикально-властные» модели. В декабре 2006 года президенту удалось провести ...