Движущие силы социального прогресса
Страница 1

Политические публикации » Движущие силы социального прогресса

Главная производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся.

В.И.Ленин (1)

Суть любого процесса действительности это развитие диалектических систем, образующих этот процесс.

Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество – природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования – увеличении объема знаний о природе – этих индивидов, как следствие, которое периодически становится причиной, научно-технического прогресса общества.

Прогрессивное развитие системы «общество – природа» – процесс фатальный, хотя этот фатум рожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой – стремлением каждого человека к более полному удовлетворению всех своих потребностей, включая потребности труда, творчества, познания, включая потребность в заботе о будущих поколениях.

Хотя сила эта формируется не как арифметическая сумма стремлений всех членов общества, и не всегда этот процесс обходится без регрессивных моментов, все же для человеческого общества в целом его следует считать неизбежно прогрессивным, что, прежде всего, доказывается примерно сорокатысячелетней практикой прогрессивного развития человеческого общества.

Прогресс системы «общество – природа» определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества.

Все эти знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства, т.е. в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые непосредственно или опосредованно отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе.

То есть продукты деятельности индивидов по существу являются овеществленными знаниями, которые посредством деятельности индивидов из субъективных знаний индивидуального сознания, где они имеют форму субъективных образов реального мира, превращаются в объективные знания общественного сознания, где они приобретают форму разнообразных продуктов деятельности образующих общество индивидов.

Но овеществленные знания общественного сознания – мертвый, не способный к саморазвитию объект.

Живые, способные к саморазвитию, знания это знания индивидуального сознания.

Поэтому основная форма общественного сознания это совокупность знаний образующих общество индивидов.

А развитие общественного сознания это не только увеличение объема овеществленных знаний, но и прежде всего постоянное из поколения к поколению увеличение субъективных знаний образующих общество индивидов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие публикации:

Структура политической системы.
Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Собственно политической организацией является, прежде всего, государство. О ...

Мажоритарная избирательная система
Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вид ...

Общественно - политическая мысль К. Маркса
К. Маркс о политической экономии писал: "наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределен ...